№ 1, 2021

w PS 1 21 Страница 01

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСПАТЕНТА

О. Неретин, Н. Лопатина, Е. Томашевская

Методика определения периодичности актуализации цифровых компетенций специалистов сферы интеллектуальной собственности

В статье доктора экономических наук, директора ФГБУ ФИПС О.П. Неретина, доктора педагогических наук, профессора, старшего научного сотрудника Научно-образовательного центра ФГБУ ФИПС Н.В. Лопатиной, а также старшего научного сотрудника – заведующего Научно-исследовательским сектором Научно-образовательного центра ФГБУ ФИПС Е.А. Томашевской предлагается решение научно-практической задачи создания управленческих и аналитических
инструментов адаптации кадрового ресурса сферы интеллектуальной собственности к новым цифровым режимам. Для
 расчета рекомендуемой периодичности повышения квалификации специалистов, занятых трудовой деятельностью или реализующих трудовые функции в сфере интеллектуальной собственности, предложена методика учета плановых показателей Роспатента в области цифровизации. На основе Плана деятельности Роспатента на 2019–2024 годы определены ключевые направления развития ИТ-компетенций в сфере интеллектуальной собственности на базе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, цифровизация, кадры сферы интеллектуальной собственности, Роспатент, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации.

Pospatent activity 

O. Neretin, N. Lopatina, E. Tomashevskaya

Methodology for defining frequency of updating digital competencies of intellectual property experts

The publication by O. Neretin (Dr. Hab. in Economics), director of FIPS, N. Lopatina (Dr. Hab. in Pedagogical Science), professor, senior research associate at FIPS Research and Education Center, and E. Tomashevskaya, senior research associate, head of Research section of FIPS Research and Education Center, proposes the solution for creating analytical and management tools for the adaptation of human resources to new digital regimes in the area of intellectual property. The authors come up with their own method for calculating the frequency of training to adapt the skills of experts working in the area of intellectual property by taking into account Rospatent digitalization targets. The team has developed the basic guidelines for developing IT competencies in the area of intellectual property by means of additional training, based on Rospatents Activity Plan for 2019–2024.

Keywords: intellectual property, digitalization, human resources in the area of intellectual property, Rospatent, advanced professional training, staff development.

* * *

ПРАКТИКА ГОСКОРПОРАЦИЙ

С. Брыкалов, Н. Кузнецова

Оценка объектов интеллектуальной собственности в составе единой технологии на предприятиях атомной промышленности

В статье С.М. Брыкалова, д.э.н., начальника департамента стратегического развития и развития производственной системы АО «ОКБМ Африкантов», а также Н.А. Кузнецовой, специалиста АО «ОКБМ Африкантов» представлен анализ эффективности подходов к оценке единой технологии как объекта интеллектуальной собственности. Сделаны выводы об их применимости на различных стадиях создания единой технологии. Описаны оригинальный подход и практический пример оценки единой технологии на предприятии атомной промышленности, которые могут быть применимы в различных отраслях промышленности и будут интересны научным работникам и специалистам по оценке стоимости интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: атомная промышленность, единая технология, интеллектуальная собственность, оценка объектов интеллектуальной собственности, стоимость интеллектуальной собственности.

Practices of state companies 

S. Brykalov, N. Kuznetsova

Evaluation of intellectual property objects at nuclear industry enterprises as part of unified technology

The publication by S. Brykalov (Dr. Hab. in Economics), head of Strategic Development and Production Development at Afrikantov OKBM, part of Rosatom state enterprise, and N. Kuznetsova, expert at Afrikantov OKBM, analyzes the efficiency of approaches to the unified technology as object of intellectual property and makes conclusion about the possibility to apply these approaches at various levels of creating this unified technology. The experts describe their unique approach and the real-life example of evaluating the unified technology at nuclear industry enterprises that can be used in other branches of industry and can be of interest to research associates and intellectual property valuation experts.

Keywords: nuclear industry, unified technology, intellectual property, evaluation of intellectual property objects, intellectual property value.

* * *

ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В. Еременко

Законодательство Турецкой Республики о правовой охране промышленной собственности

Статья доктора юридических наук В.И. Еременко посвящена анализу основных положений Закона о промышленной собственности Турции № 6769 от 22 декабря 2016 г., в котором предусмотрена правовая охрана изобретений, полезных моделей, образцов, товарных знаков, географических указаний и традиционных наименований продуктов.

Ключевые слова: промышленная собственность, изобретение, полезная модель, образец, товарный знак, географическое указание, традиционное наименование продукта, Турецкое ведомство по патентам и товарным знакам.

Foreign legislation 

V. Eremenko

Turkish legislation on legal protection of industrial property. Part I

The article by V. Eremenko (Dr. Hab. in Law) analyses the basic principles of the Turkish Law on industrial property № 6769 of December 22, 2016, providing for legal protection of inventions, utility models, samples, trademarks, geographic indications and traditional names of products.

Keywords: industrial property, invention, utility model, sample, trademark, geographical indication, traditional product name, Turkish patenting and trademark authority.

* * *

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

М. Чайков

Концептуальные основы совершенствования патентных исследований

В статье М.Ю. Чайкова, к.т.н., доцента Уральского федерального университета им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина критикуется действующий ГОСТ Р15.011-96, регламентирующий проведение патентных исследований. Автор предлагает аннулировать данный ГОСТ и ввести вместо него три новых ГОСТа, что позволит повысить качество проведения не только патентных, но и маркетинговых исследований. При этом появится возможность снизить неопределенность при проведении исследований, сопровождающих выполнение НИР и ОКР в интересах министерств и ведомств РФ.

Ключевые слова: патентные исследования, интеллектуальная собственность, маркетинговые исследования, НИР, ОКР, ГОСТ Р15.011-96.

Expert opinion 

M. Chaikov

Conceptual basis for patent research improvement

The publication by M. Yu. Chaikov (Ph. D. in Engineering), assistant professor at the Urals Federal University, criticizes the incumbent state standard GOST R15.011-96 covering the procedure of patenting research. The author proposes that this standard be cancelled and replaced by three new standards which will improve the quality of patenting research as well as marketing research and also decrease uncertainty related to research carried out for R&D purposes on behalf of the Russian government agencies.

Keywords: patenting research, intellectual property, marketing research, R&D, GOST R15.011-96.

* * *

ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А. Карманчиков

Фактор времени в техническом творчестве

В своей статье начальник сектора охраны интеллектуальной собственности Удмуртского государственного университета (УдГУ), к.п.н., доцент кафедры общеинженерных дисциплин УдГУ А.И. Карманчиков рассматривает проблемы изобретательства. В любом научном исследовании огромную роль играет актуальность тематики исследования: от этого зависит, прежде всего, финансирование научной деятельности в этом направлении. Актуальность исследования является в определенной степени гарантией практического использования полученных результатов. Своевременность найденных технических решений актуальных проблем позволяет изобретателю рассчитывать на широкое использование предлагаемого устройства или новой технологии. Фундаментальные научные исследования имеют ориентацию на отдаленное, перспективное использование, реализацию в конкретных технологиях и устройствах.

Ключевые слова: актуальность, своевременность технических решений, уровень техники, патентные исследования.

Patenting research 

A. Karmanchikov

Time factor in technical creativity

The publication by A. Karmanchikov (Ph. D. in Pedagogical Science), head of intellectual property protection unit, assistant professor at the General Engineering chair at the Udmurt State University, analyzes the problems of invention activity. It is essential for any research to cover a topic that is relevant, as it is the main factor affecting the financing of research in this area. The relevance of the research in question, to a certain degree, guarantees the practical application of the results achieved thereof. The successful timing of technical solutions to the problem gives the author hope for the wide usage of the new device or technology. Fundamental research targets long-term potential usage in specific technology or device.

Keywords: relevance, timing of technical solutions, technical level, patenting research.

* * *

ПРАВА НА РИД

С. Грант

Права на объекты, созданные по договорам, прямо не предусматривающим их создание

В статье С.К. Грант, к.т.н., патентного поверенного РФ, рассмотрены вопросы принадлежности исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, созданные в рамках договоров, прямо не предусматривавших их создание: трудового договора, государственного/муниципального контракта, договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских или технологических работ. Проведен анализ норм, устанавливающих первоначальную принадлежность права на получение патента и исключительного права, а также условия их перехода к стороне, которой таковое право изначально не было предоставлено. Описаны ограничения по распоряжению правами на объекты, созданные в рамках указанных договоров. Отражены проблемные вопросы регламентации отношений сторон, нашедшие отражение в судебной практике.

Ключевые слова: возникновение права на получение патента, условия сохранения права на получение патента, служебные объекты, трудовые обязанности автора, досрочное прекращение патента, право на использование в собственном производстве, право автора на вознаграждение.

IP rights 

S. Grant

Rights for objects created under agreements not envisaging such creation directly

The publication by S. Grand (Ph. D. in Engineering), patenting attorney of the Russian Federation, reviews the issues related to ownership of exclusive rights for inventions, utility models, industrial samples, created under agreements that do not directly envisage creating these objects: labor contracts, state/municipal contracts, R&D/technology works agreement. The author analyzes the norms that set the initial ownership of rights for receiving patents and exclusive rights and the conditions for their transfer to the party that is not initially entitled to this right. The publication covers the limitations for using the rights for objects created under such agreements and describes the problems in defining the relations between the parties involved as reflected in legal precedents.

Keywords: initiating the right for receiving the patent, conditions of preserving the right for receiving the patent, commissioned objects, author’s job description, early termination of patent, right for in-house use, author’s right for compensation.

* * *

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Ю. Васильева

Нематериальные активы российских компаний и их инвестиционная привлекательность

Автор Ю.С. Васильева, к.э.н., доцент кафедры управления и коммерциализации интеллектуальной собственности Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС), в своей статье рассматривает влияние нематериальных активов российских и зарубежных предприятий на экономический рост компании. Приводятся результаты анализа текущего состояния концентрации нематериальных активов на крупных и малых отечественных инновационных компаниях. Сделан вывод, что в связи с проблемами в управлении интеллектуальной собственностью экономические преимущества использования нематериальных активов в привлечении инвестиций все еще недооценены, по-прежнему преобладают экстенсивные факторы роста российских предприятий.

Ключевые слова: бухгалтерский баланс, интеллектуальная собственность, инвестиционная привлекательность, инновационная компания, капитализация, нематериальные активы, оценка, управление, финансовая отчетность.

Intangible assets 

Yu. Vasilyeva

Intangible assets of Russian companies and their investment appeal

The publication by Yu. Vasiliyeva (Ph. D. in Economics), assistant professor at Intellectual Property Management and Monetization chair of RSAIP, studies how intangible assets affect the growth of Russian and foreign companies. The author analyses the currents state of affairs with respect to the concentration of intangible assets at Russian big and small innovation companies and comes to the conclusion that the economic advantages of using intangible assets for attracting additional investments are still underestimated due to intellectual property management issues and that Russian companies still tend to rely on extensive growth factors.

Keywords: accounting balance, intellectual property, investment case, innovation company, capitalization, intangible assets, valuation, management, financial reports.

* * *

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

А. Агамагомедова

Нематериальная составляющая стоимости бренда

Понятие «бренд» имеет различные представления у потребителей и производителей: первые видят в нем отличительный знак, сигнализирующий о качестве товаров и услуг, вторые же вкладывают в понятие бренда целые стратегии, за которыми стоит устойчивый рост корпорации. В силу сложного наполнения понятия бренда происходит подмена понятий относительно другого важного понятия в маркетинге – стоимости бренда. В отличие от стоимости компании, представляющую из себя рыночную капитализацию корпорации, в стоимость бренда закладываются в основном такие нематериальные составляющие, как репутация компании в глазах покупателей и готовность потребителя переплатить за товар из-за наличия бренда компании-производителя. В статье студентки экономического факультета Московского государственного университета имени М.Ю. Ломоносова А.М. Агамагомедовой подробно рассматривается понятие стоимости бренда компании, раскрывается его нематериальная сущность, объясняются методы подсчета стоимости бренда корпорации, а также приводятся актуальные показательные данные о самых дорогих брендах на сегодняшний день.

Ключевые слова: стоимость бренда, нематериальные составляющие бренда, оценка стоимости бренда.

A. Agamagomedova

Intangible component of the brand’s value

Producers and consumers have different visions of the “brand”: the former see it as a distinctive sign of the goods/service quality, while the latter have complex strategies about their brands aiming to secure stable growth for their companies. As the notion of the brand has complex content, there is a frequent misconception about another valuable notion – the brand value. While the company’s value is effectively its market capitalization, the brand value is mostly comprised of such intangible components as its reputation with customers and the consumer’s willing ness to overpay for the goods of this brand. The article by A. Amagomedova, student at the Economics department of the Moscow State University, provides a detailed description of a company’s brand value, explains the methods for calculating the brand value and gives the examples of the most expensive brands of today.

Keywords: brand value, intangible components of the brand, brand valuation.