РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО: ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ В РОССИИ

Интервью с генеральным директором Российского авторского общества С.С. Федотовым.

89c4afd7ea96

(«ИС. Авторское право и смежные права», № 2, 2010)

 

– Часть четвертая Гражданского кодекса действует на территории России уже более года. Какие итоги можно подвести?

– Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) стало своеобразной революцией в истории российского законодательства: вступление в силу ГК РФ повлекло отмену сразу шести специальных законов, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности, в том числе и Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Естественно, что принятие любого нового закона на первоначальном этапе вызывает трудности даже у специалистов: меняется терминология, правовые нормы и положения. Но с учетом того, что законодателем был дан целый год для подготовки к вступлению ГК РФ в силу, переход к применению нового законодательства в РАО прошел достаточно спокойно.

Одним из важнейших нововведений ГК РФ явилось изменение положений, связанных со сроком действия исключительного права. До 1 января 2008 г. 70-летний срок охраны применялся только к тем случаям, когда ранее действовавший срок еще не истек. С принятием ГК РФ 70-летний срок стал применяться во всех случаях, когда 50-летний срок охраны не истек к 1 января 1993 г., что привело к тому, что охраняемыми вновь стали многие произведения, которые ранее находились в общественном достоянии. Важной нормой является и право на неприкосновенность произведения и защиту его от искажений. Такое право предоставляет автору защиту от недобросовестных пользователей и является гарантией того, что произведение увидит свет в том виде, в каком его создал автор.

Систематизация договоров позволяет правообладателям и пользователям более четко и ясно определить, какие права и на каких условиях будут переданы авторами.

Безусловно, наиважнейшее значение для работы РАО имеют изменения, появившиеся в части управления правами на коллективной основе.

Как известно, ГК РФ впервые в истории коллективного управления ввел систему государственной аккредитации обществ, которые по своему правовому статусу являются некоммерческими организациями, созданными самими правообладателями.

Следует отметить, что на стадии обсуждения проекта ГК РАО активно поддерживало идею введения государственного контроля за деятельностью организаций по управлению правами на коллективной основе (далее – ОКУ). К сожалению, в последние перед принятием ГК РФ годы данная система была в достаточной мере дискредитирована существованием псевдоорганизаций, которые, не имея достаточных полномочий и пользуясь пробелами в законодательстве, выдавали разрешения пользователям от имени всех правообладателей, в том числе иностранных, собирали деньги и никому их не выплачивали. Такая ситуация вызывала крайнюю обеспокоенность и у правообладателей, и у РАО. В настоящее время, благодаря принятию ГК РФ, уже невозможно существование таких «мошенников» от авторского права, и смело можно утверждать, что задача по наведению порядка в деятельности ОКУ выполнена.

Статья 1244 ГК РФ устанавливает, что любая ОКУ вправе претендовать на получение государственной аккредитации на осуществление деятельности в шести перечисленных в статье сферах коллективного управления. РАО в августе прошлого года получило государственную аккредитацию в двух сферах коллективного управления, указанных в п. 1 и 2 ст. 1244 ГК РФ.

Аккредитованная организация в соответствии с законом вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила соответствующие договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми такие договоры не заключены.

Сейчас можно говорить о том, что РАО стало «естественным» монополистом в сфере сборов авторского вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю музыкальных произведений, а также в сфере осуществления прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальных произведениях. При этом нужно понимать, что такая монополия преднамеренно предусмотрена законодателем и направлена на защиту интересов правообладателей. Опыт наших зарубежных коллег показывает, что во всех странах, где возникала конкуренция среди авторско-правовых организаций, это приводило к ухудшению материального положения авторов.

Если подводить некоторые итоги применения ГК, то можно утверждать, что его нормы в подавляющем большинстве случаев позволили поднять защиту авторских прав на более высокий уровень.

Конечно, уже видна необходимость некоторой корректировки и изменений отдельных положений. Надеемся на то, что в случае разработки соответствующих законопроектов мнение РАО будет учтено в связи с тем, что РАО является одной из немногих организаций, каждодневно воплощающих нормы ГК в жизнь. Такого объема информации о реализации теоретических положений на практике, пожалуй, нет больше ни у одной организации.



– Как Вы оцениваете ситуацию на рынке прав интеллектуальной собственности, учитывая влияние кризиса? Платежеспособны ли сейчас пользователи, сильно ли сказалась ситуация на авторах?

– Естественно, что любое снижение деловой активности влияет на сборы авторского вознаграждения. Во многих случаях отчисления пользователей определены в виде фиксированных долей от дохода. Речь идет о кинотеатрах, телерадиокомпаниях и других категориях пользователей. Мы действительно ощущаем некоторое снижение уровня выплат по уже существующим договорам с пользователями. Кроме того, участились случаи расторжения лицензионных договоров со стороны пользователей в связи с прекращением ими определенного вида деятельности.

Однако, например, в области малых прав, только за прошедшие месяцы 2009 г. РАО заключило более трех с половиной тысяч договоров с новыми пользователями. А всего договоров, заключенных РАО с различными категориями пользователей, уже более 16 тысяч. Поэтому «потери» от прекращения договоров с организациями, пострадавшими от кризиса, РАО компенсирует увеличением круга новых плательщиков.

В 2008 г. РАО собрало 2,2 млрд рублей, что на 40,5 процента больше, чем в 2007 г., и более чем вдвое превышает уровень 2004 г. За семь месяцев текущего года РАО собрало более 1 млрд 600 млн рублей.

Мы постоянно ищем новые методы работы с плательщиками, работаем над оптимизацией ставок авторского вознаграждения и над другими задачами, решение которых позволит привести систему сборов авторского вознаграждения в соответствие с требованиями времени и нашей основной целью – увеличением доходов авторов.

В сфере смежных прав также наблюдается снижение доходов пользователей в связи с кризисом. Однако в этой сфере ситуация несколько иная.

Обязанность выплачивать вознаграждение обладателям смежных прав за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, сообщение их в эфир и по кабелю была установлена как в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., так и в действующей в настоящее время части четвертой ГК РФ (ст. 1326). В связи с некоторой неразберихой между организациями по управлению смежными правами и отсутствием аккредитованной организации в этой сфере, большинство пользователей игнорировало требование законодательства и использовало фонограммы без выплаты вознаграждения правообладателям.

В настоящее время аккредитованная организация по коллективному управлению смежными правами, а это Всероссийская организация интеллектуальной собственности, несмотря на общее снижение платежеспособности пользователей, будет, скорее всего, стабильно наращивать сборы за счет увеличения количества плательщиков вознаграждения.

Сами правообладатели, к сожалению, тоже ощущают негативное влияние финансового кризиса: у артистов сокращается количество концертов, уменьшаются гонорары, а для рекорд-компаний ситуация усугубляется еще и отказом потребителей их продукции от материальных носителей в пользу Интернета.

 

– Какие действия обычно предпринимает РАО, если пользователь банкрот или не в состоянии платить по каким-то иным, независящим от него причинам?

– Конечно, в повседневной работе РАО нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда пользователь не выполняет условия заключенных договоров и не выплачивает авторское вознаграждение. Методы работы с дебиторской задолженностью зависят от конкретных обстоятельств. В случае если пользователь проходит официальную процедуру банкротства, РАО действует в соответствии с установленным порядком и решает вопрос о задолженности в арбитражных судах. Если мы понимаем, что проблемы у пользователя временные и он все-таки сможет  рассчитаться, то может быть составлено соглашение о порядке и сроках погашения задолженности.

В случае если должник не выполняет взятые на себя обязательства без каких-либо уважительных причин, РАО обращается с иском о взыскании задолженности в суд, и после вступления решения суда в законную силу оно исполняется судебными приставами.

Иногда достаточно просто направить ответчику исковое заявление, и он погашает задолженность в добровольном порядке.

 

– Дала ли государственная аккредитация дополнительные возможности, рычаги в работе с пользователями и в отношениях с правообладателями?

– РАО постоянно совершенствует свою работу, поэтому основные качественные изменения в деятельности РАО произошли еще до получения государственной аккредитации. За год, прошедший с момента получения аккредитации, РАО сделало очень много – вопросы соблюдения авторских прав стали широко обсуждаться. Недобросовестные пользователи пытаются, в том числе и с помощью средств массовой информации, дискредитировать действия РАО, направленные на защиту интересов авторов. К сожалению, Ваши коллеги журналисты не всегда расставляют правильные акценты, а развитие Интернета приводит к широкому распространению искаженной информации.

Неправомерное использование произведений – это одна из частей того, что в обиходе называется пиратством. Те, кто использует произведения без разрешения правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, фактически «залезают в карман» авторов, и РАО намерено предпринимать все установленные законодательством меры для того, чтобы такого рода случаев становилось все меньше.

В работе с пользователями государственная аккредитация позволила РАО перейти на абсолютно новый уровень. Однако появилась небольшая категория пользователей, которые активно ищут новые способы для того, чтобы не исполнять требования закона. В таких случаях РАО обращается в судебные органы с исками о взыскании компенсации за нарушение авторских прав.

В последнее время большую помощь РАО в борьбе с нарушителями законодательства оказывают правоохранительные органы и органы прокуратуры. Например, органы прокуратуры стали выносить нарушителям предостережения, после получения которых пользователи приходят в РАО и заключают лицензионные договоры.

Проводимые правоохранительными органами проверки предприятий общественного питания позволяют привлекать правонарушителей к административной ответственности. Кроме того, в настоящее время уже возбуждено несколько уголовных дел по части второй статьи 146 УК РФ в отношении организаторов концертов и владельца ресторана. Это важный фактор, поскольку ранее данная статья УК применялась только к случаям изготовления и распространения контрафактной продукции.

В регионах представители РАО проводят активную разъяснительную работу, результатом которой становится заключение договоров с различными категориями пользователей.

Новые возможности, появившиеся у РАО в связи с получением государственной аккредитации, положительным образом влияют и на отношения с правообладателями. Каждый день в РАО приходит все больше и больше правообладателей, желающих стать членами Общества, что не может нас не радовать.

Таким образом, можно сказать, что государственная аккредитация РАО явилась положительным фактором и дала возможность поднять защиту прав авторов на новый качественный уровень.

Завершение процедуры государственной аккредитации в сфере смежных прав – это, безусловно, начало нового этапа развития охраны смежных прав в нашей стране. Нам особенно приятно, что государственную аккредитацию в данной сфере получил наш партнер – Общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» (далее – ВОИС).

В период до государственной аккредитации вопросы реализации и практической защиты смежных прав на территории Российской Федерации решались крайне неэффективно. И хотя уже в начале 1990-х годов в нашей стране была создана соответствующая законодательная база, правовые механизмы практически не работали.

Государственная аккредитация позволила устранить неопределенность как для пользователей, так и для правообладателей. Теперь существует аккредитованная организация, с которой пользователям надлежит заключать договоры о выплате вознаграждения и к которой могут обращаться все правообладатели, имеющие право на получение вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

 

– РАО взяло на себя почетную миссию организации и проведения конференции авторско-правовых обществ СНГ, что было сделано на высоком уровне. Наверняка специалисты РАО получили от этой встречи какой-то ценный опыт, а зарубежные гости в чем-то позавидовали российским коллегам. Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.

– Действительно, мы очень рады, что даже в условиях финансового кризиса РАО смогло провести конференцию и встретиться с нашими иностранными партнерами. По объективным причинам такие встречи в последние годы не проводились. Однако все понимают, что культуры наших народов тесно переплетены и произведения наших авторов активно используются на территориях всех стран СНГ, так что вопросы взаимного соблюдения авторских прав возникают практически ежедневно.

РАО особо благодарно представителям Всемирной организации интеллектуальной собственности – Сауле Тлевлесовой и Конфедерации обществ авторов и композиторов – Митке Чаталбашеву, а также статс-секретарю – заместителю министра культуры РФ Е.Э. Чуковской, которые нашли время приехать и выступить на конференции.

Участники конференции смогли ознакомиться с информацией о состоянии законодательства об авторском праве во всех странах-участницах, каждый поделился опытом работы, своими достижениями и проблемами, которые, как оказалось, во многом схожи.

Представители РАО имели возможность поделиться с партнерами практическим опытом, приобретенным Обществом за последние годы. Наши коллеги были настолько заинтересованы, что весь второй день провели в РАО. Мы показали, как работают различные департаменты РАО, рассказали об организации сети представительств и филиалов РАО в субъектах Российской Федерации, предоставили возможность ознакомиться с документами, которые РАО использует в работе с пользователями.

Большой интерес у участников конференции вызвала презентация партнера РАО – Российского союза правообладателей (в настоящее время – Всероссийская организация интеллектуальной собственности). Руководители организации рассказали о ее деятельности, целях и стратегии развития, о достигнутых успехах в работе с обладателями смежных прав и пользователями.
На конференции мы смогли обсудить с коллегами конкретные вопросы и проблемы, возникающие в ходе практического сотрудничества между нашими организациями.

По итогам конференции было подписано Соглашение о сотрудничестве, которое от России подписали РСП (ВОИС) и РАО. Участниками конференции было поддержано предложение РАО о создании Конфедерации организаций по коллективному управлению правами авторов и обладателей смежных прав.

РАО намерено и в дальнейшем организовывать и проводить подобные международные мероприятия. Наш первый опыт был очень удачным. Он показал важность такого рода встреч для всех заинтересованных лиц.

 

– Ежегодно РАО присуждает почетную премию «За вклад в развитие науки, культуры и искусства». По каким критериям РАО выбирает лучших, по его мнению, творческих деятелей, и что нужно сделать автору, чтобы попасть в списки?

– Действительно, уже на протяжении нескольких лет РАО присуждает две премии. Та, о которой Вы упомянули, присуждается авторам и иным правообладателям, но у РАО есть еще не менее важная номинация, в которой мы награждаем пользователей. Пользователям вручается почетное свидетельство РАО «За плодотворное сотрудничество в сфере авторского права». Совершенно очевидно, что авторы и пользователи неразрывно связаны: им действительно невозможно прожить друг без друга: любое произведение должно быть услышано, увидено зрителями, что невозможно сделать без пользователей, которые являются своеобразными посредниками между авторами и публикой. Поэтому добросовестные пользователи – это неотъемлемая часть жизни любого авторского общества, и их деятельность заслуживает поощрения и признательности со стороны авторов.

Отобрать достойных кандидатов для премии – дело важное и ответственное. В РАО решение о том, кто будет удостоен такой награды, принимает Авторский совет – высший руководящий орган Общества. Авторский совет РАО состоит из замечательных российских авторов, и тот факт, что премию «За вклад в развитие науки, культуры и искусства» присуждают коллеги – авторы, делает эту премию, на мой взгляд, особенно значимой: признание коллег всегда вдвойне приятно.

Мы очень рады, что премии РАО стали важным явлением в культурной жизни. А ответ на Ваш вопрос о том, что должен сделать автор, чтобы стать нашим лауреатом, очень прост: любой автор может стать лауреатом премии РАО, если созданные им произведения найдут отклик у публики.

 

– Ситуация со смежными правами в России по-прежнему оценивается как нестабильная. Именно поэтому, как мы полагаем, при поддержке РАО было создано новое общество – Российский союз правообладателей. Расскажите об этой организации.

– Общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами «Российский союз правообладателей» (РСП) была создана в апреле 2008 г. по инициативе известных российских исполнителей и музыкантов, ведущих деятелей культуры, а также отечественных звукозаписывающих компаний – изготовителей фонограмм. Активную и всестороннюю поддержку молодой организации оказывало и продолжает оказывать РАО.

31 марта 2009 г. организация была переименована в Общероссийскую общественную организацию «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» (ВОИС).

ВОИС призвана обеспечить реализацию законного права исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. Главная цель ВОИС – формирование эффективной системы управления правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе на территории России, а также обеспечение интересов российских правообладателей за рубежом.

Основным предметом деятельности ВОИС является управление правами на коллективной основе в следующих сферах:

– осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;

– осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

6 августа 2009 г. в соответствии с подпунктами 5 и 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ ВОИС получила государственную аккредитацию на осуществление деятельности в указанных сферах коллективного управления (приказы Росохранкультуры от 6 августа 2009 г. № 136, 137).

Предметом деятельности ВОИС является также оказание помощи правообладателям в реализации и защите их интеллектуальных прав на договорной основе, в том числе на основе полномочий, предоставляемых другими российскими и иностранными организациями по управлению правами на коллективной основе.

По состоянию на конец августа 2009 г. ВОИС заключила более трех с половиной тысяч договоров о передаче полномочий по управлению правами с российскими исполнителями и изготовителями фонограмм, а также около четырех тысяч договоров о выплате вознаграждения с пользователями.
В настоящее время реестр ВОИС включает в себя десятки тысяч фонограмм, представляя все музыкальные течения: классическая музыка, народная музыка (фольклор), рок-музыка, русский шансон, российская поп-музыка, зарубежная поп-музыка, ретро-музыка, джаз, инструментальная музыка, другие жанры.

Суммы сборов вознаграждения за период работы ВОИС с сентября 2008 г. по июль 2009 г. составили около 380 миллионов рублей, из которых более 260 миллионов направлено на распределение и выплату правообладателям.

При организации работы ВОИС было принято решение взять за образец системы коллективного управления, принятые в международной практике. Наибольшую эффективность доказала система, при которой самостоятельные общества по управлению каждой категорией прав опираются на единую «собирающую» региональную сеть филиалов и представительств.

В настоящее время ВОИС и РАО тесно сотрудничают в целях формирования единой системы сбора вознаграждения для обладателей авторских и смежных прав, основываясь на единых ставках вознаграждения, согласованных подходах к ведению методической работы, оптимизируя общие затраты на ведение деятельности по сбору, распределению и выплате вознаграждения.
Базирование нескольких обществ на единой системе сбора вознаграждения позволяет построить отношения с пользователем по принципу «одного окна», что означает:

пользователь взаимодействует с единым представителем, действующим от лица обеих организаций, управляющих правами обладателей как авторских, так и смежных прав;

пользователь готовит единый отчет об использовании произведений и фонограмм для целей распределения вознаграждения.

Такого рода практика эффективно действует, в частности, в Германии и Франции, авторские общества которых через свою филиальную сеть осуществляют сбор вознаграждения для обществ по смежным правам, а также оказывают им организационную и иную помощь.

Надо сказать, что ВОИС, несмотря на сравнительно короткий срок своего существования, развивается очень динамично.

Как указывает ВОИС в своем Перспективном плане развития, основными целями и направлениями развития организации на ближайшие годы станут:

1) наращивание договорной базы с правообладателями, реестра исполнений и фонограмм, права на которые переданы в управление организации;

2) увеличение договорных связей с зарубежными организациями по управлению смежными правами на коллективной основе;

3) дальнейшее наращивание сборов вознаграждения и расширение договорной базы с пользователями до полного их «охвата»;

4) оптимизация уровня затрат на ведение деятельности по сбору, распределению и выплате вознаграждения;

5) активизация разъяснительной работы среди заинтересованных лиц (правообладателей, пользователей, государственных органов и др.) и оказание правовой помощи правообладателям в сфере смежных прав, дальнейшее расширение участия ВОИС в общественной деятельности и культурных мероприятиях, семинарах, конференциях и т. п.;и ряд других важнейших направлений.

 

– Можете ли Вы назвать какие-то крупные компании, являющиеся сегодня плательщиками вознаграждения в ВОИС (РСП)?

– Крупнейшими пользователями фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, и, соответственно, плательщиками вознаграждения для исполнителей и изготовителей фонограмм являются радиостанции, крупные торговые и гостиничные сети, предприятия общественного питания и транспорта. С некоторыми из них за то короткое время, которое прошло с момента принятия решения о государственной аккредитации ВОИС, уже подписаны соответствующие соглашения. В ряде случаев ведутся переговоры. Полагаю, первые итоги этой работы можно будет подвести уже через несколько месяцев.

 

– Какие действия нужно предпринять музыканту, фонографисту, чтобы вступить в члены ВОИС (РСП) и получать причитающееся ему вознаграждение от пользователей?

– ВОИС как аккредитованная организация осуществляет сбор вознаграждения на всей территории Российской Федерации в пользу всех исполнителей и изготовителей фонограмм.

ВОИС заключает договоры о передаче полномочий по управлению правами на коллективной основе с правообладателями, являющимися как физическими, так и юридическими лицами, имеющими право на получение вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Исполнитель, выпустивший свои фонограммы, или изготовитель таких фонограмм может обратиться в ВОИС для заключения данного договора и передать свои права в управление этой организации. Кроме того, организация сама ищет правообладателей, для которых ею собрано вознаграждение, и предлагает заключить с ней договор. Для заключения договора с ВОИС правообладатель представляет паспорт (физическое лицо) или учредительные документы (юридическое лицо), а при заполнении каталога фонограмм – документы, подтверждающие право на получение вознаграждения за эти фонограммы.

ВОИС приглашает правообладателей – физических лиц вступить в члены организации. Членство в ВОИС дает право участвовать в органах управления этой организации.
Подробно информация о ВОИС размещена на сайте: www.rosvois.ru.


– Довольны ли Вы итогами совместного Пленума Верховного и Высшего Арбитражного судов России?

– Прежде всего, хочу поблагодарить высшие судебные власти России, которые не только привлекали РАО к работе над проектом данного документа, но и учли некоторые замечания и предложения Общества, высказанные нами в ходе обсуждения окончательного текста Постановления Пленума.

Очевидно, что значение такого документа для судебной практики крайне велико: как уже говорилось выше, принятие ГК явилось переломным моментом в российском гражданском законодательстве, и вполне понятно, что судьям требовалась официальная позиция высших судов, которая поможет им разрешать конкретные судебные дела, основываясь на разъяснениях, данных в Постановлении Пленума.

В этом документе есть несколько чрезвычайно важных для работы РАО моментов. Как Вы знаете, несколько лет назад Верховный суд РФ отменил раздел третий Постановления Правительства РФ № 218 от 21 марта 1994 г. «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства», в котором в том числе были названы плательщики авторского вознаграждения. В результате вопрос о том, кто является лицом, осуществляющим использование произведения, нормативно не был определен, что очень мешало работе РАО.

В настоящее время в Постановлении Пленума ВАС РФ и ВС РФ № 5\29 от 26 марта 2009 г. говорится, что лицом, осуществляющим публичное исполнение произведений (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. В Постановлении четко указано, что «именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение».

На практике РАО приходится сталкиваться с такими случаями, когда пользователи в нарушение условий заключенных лицензионных договоров отказываются выплачивать авторское вознаграждение, ссылаясь на то, что они якобы не используют произведения. В Постановлении есть крайне важная для РАО норма, которая говорит о том, что вознаграждение по лицензионному договору выплачивается за предоставление права использования произведения, и поэтому лицензиару не может быть отказано в требовании о взыскании вознаграждения по мотиву неиспользования лицензиатом соответствующего произведения.

Еще одним чрезвычайно важным для работы РАО разъяснением является положение, которым устанавливается, что даже в случае передачи исключительного права на музыкальное произведение в целом третьим лицам за композитором в силу п. 3 ст. 1263 ГК РФ сохраняется право на получение вознаграждения.

Даже перечисление только этих трех норм показывает, что содержание Постановления имеет крайне важное для практической работы значение.

В заключение хочу поблагодарить весь коллектив редакции журнала «ИС. Авторское право и смежные права» и лично Вас, уважаемая Наталия Борисовна, за ту большую работу, которую Вы ведете для пропаганды и разъяснения норм действующего законодательства об авторском праве. Между редакцией журнала и РАО всегда существовали тесные рабочие взаимоотношения, надеюсь на то, что наше сотрудничество будет продолжено и в будущем.

Беседовала Н. Терентьева

Pismo