ТОРРЕНТЫ: СПИНОЙ К ЗАКОНУ ИЛИ НАВСТРЕЧУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ?

Интервью с Александром Волковым, юристом Dreamtorrent Corp., представителем известного битторрент-трекера Rutracker.org

(«ИС. Авторское право и смежные права», № 12, 2010)

 

В наше время только ленивый не слышал о торрентах...
Правообладатели в ужасе, пользователи
– в восторге. Для пользователей это экономия времени и денег, удобство, бесплатный «магазин на диване», для правообладателей – «бесконечный страшный сон», упущенные выгоды... Как говорил один бизнесмен: «Чтобы нынче оставаться игроком на рынке, надо «подпрыгивать». Недостаточно просто делать продукцию и продавать ее.

…Зайдите в музыкальный магазин и вы увидите на полках диски. Их количество за последнее время сократилось до смешного. Ведь покупают в первую очередь контент, а не пластик, картон или бумагу – атрибуты, сопровождающие альбомы музыкантов или обрамляющие те же компьютерные игры. На потребности пользователей в контенте и построена работа пиринговых сетей. Попросту говоря – торрентов.

Все эти годы наш журнал освещал точку зрения юристов, правообладателей... Исключением было лишь «Интервью с пиратом», опубликованное нами несколько лет назад. В этом номере представляем вашему вниманию интервью с представителем бесспорно самого известного и популярного битторрент-трекера Rutracker.org (ранее – Torrents.ru). На наши вопросы ответил Александр Волков, юрист Dreamtorrent Corp. – фирмы, владеющей доменом и серверами, на которых работает Rutracker.org.

По словам Александра, «достаточно необычно давать интервью журналу с таким названием. С другой стороны, это хороший знак, что проблемой распространения информации в Сети стали интересоваться профессионалы, а не популисты...»

 

– Часто ли к вам обращаются правообладатели с просьбой закрыть те или иные раздачи? Представителями каких отраслей они чаще всего бывают (производители компьютерных игр, софта, владельцы фонограмм)?

– Каждый день приходит несколько писем. Кроме того, крупные правообладатели имеют свои аккаунты, с помощью которых они сами закрывают раздачи, нарушающие их права. Таким образом, ежедневно закрывается несколько десятков, а то и сотен раздач. Что касается статистики, то мы ее не ведем, поскольку смысла в этом большого не видим.

Интернет сейчас устроен таким образом, что если пользователь не нашел что-то на нашем трекере, он с 99% вероятностью найдет это на другом, причем это касается именно закрытых у нас раздач. Другое дело, что не всякий пользователь будет этим заниматься, – многие уже привыкли к тому что «раз закрыли – значит нельзя».

 

– Как вы считаете, «авторская раздача» (процесс распространения файла по протоколу BitTorrent с согласия правообладателя. Прим. ред.) содействует популяризации продукта или правообладатели (те же музыканты) делают это от безысходности и осознания того, что «все равно скачают»?

– Не только так считаем, а факты прямо подтверждают это. На «авторские раздачи» стоит очередь именно потому, что это очень хороший способ автору заявить о себе.

Кстати, «авторские раздачи» – это инициатива самих пользователей, можно сказать, противовес усилиям некоторых правообладателей, которые стремятся убедить общество, что торренты – рассадник пиратства, и только.

 

– Мы слышали, что в свое время проблема пиратства в киноиндустрии была частично решена путем переговоров правообладателей с так называемыми пиратами. Таким образом, зрители теперь могут покупать мировые бестселлеры по более чем адекватным ценам. Не планируете ли вы подобных диалогов с правообладателями? Есть же версии программ для IPhone и т. д. Можно было бы делать версии для торрентов с включенной в них рекламой, например, в виде Product placement (англ. – product placement, дословный перевод – размещение продукции, скрытая реклама)?

– Начну с ответа на последний вопрос. Безусловно, версии «для торрентов» с повышенным уровнем рекламы, может, даже слегка урезанные, но доступные всем и каждому – это наилучший вариант как для пользователя, так и для правообладателя. Это автоматически снимает огромное количество проблем с дистрибуцией, маркетингом и связанных с этим кучей посредников. Кроме того, эта модель («смотри за рекламу») успешно работает на ТВ, так что велосипед изобретать смысла нет – сделал копию для сети, выложил, получай деньги с рекламодателей. Фактически, в урезанном виде это уже работает, только спецверсии представляют собой «экранки», снятые поверх голов с отвратительным звуком и изображением.

Ну а что касается «продаж» торрентов, тут дело вот в чем. Технически торрент-трекер контролирует весьма небольшую часть трафика, т. е. это только верхушка айсберга. Другими словами, если написано, что торрент скачан 1000 раз, это вовсе не означает, что он скачан именно столько. Обычно эта цифра значительно выше, может, даже на порядок.

Кроме того, сам протокол битторрент абсолютно не предназначен для продажи «скачек» и не имеет никакой защиты от несанкционированного копирования. Грубо говоря, любой пользователь может купить раздачу за доллар и выложить уже бесплатно на десятках других трекеров.

К слову сказать, когда поднимаются эти вопросы, обычно обсуждается множество проблем – и юридических, и моральных, и даже политических. Привлекаются и эксперты со своими оценками. Однако почему-то всегда забывают о технической части, о том, как работает битторрент и можно ли вообще его регулировать или хотя бы как-то влиять на файлообмен с его помощью.

В результате получается борьба с ветряными мельницами и с соответствующим результатом.

 

– Не планируете ли вы внедрить в движок портала такую функцию, чтобы в каждой раздаче была возможность поблагодарить создателя продукта путем добровольного пожертвования произвольной суммы через платежные терминалы (Webmoney и др.)? Таким образом правообладатель получает хоть какие-то деньги, а плательщик не раскрывает своего имени.

– Одно время были такие идеи. Однако, несмотря на некоторые «выстрелившие» проекты по сбору артистами средств за выложенные в свободный доступ произведения, в среднестатистической массе сборы будут столь незаметны, что вряд ли окупят даже организацию системы их сбора и распределения. Я думаю, что любой артист имеет все возможности зарабатывать деньги не продажей виртуальных копий своих произведения, а, скажем так, непосредственно. Музыкант может давать концерты, художник – пусть продает картины. Режиссер – показывает свои фильмы в кинотеатре. Единственное исключение из этого правила это программные продукты, но и в них уже наметилась явная тенденция перехода в онлайн. То есть, хочешь пользоваться программой – плати, пока пользуешься. Бурный рост онлайн-игр тому подтверждение, да и приложения потихоньку переходят на эту модель. В данном вопросе мне достаточно близка концепция, озвученная, кажется, «пиратской партией»: смысл ее в том, что любая копия, сделанная без участия человеческого труда, должна быть бесплатной.

 

– Каким образом вы обычно регулируете конфликты в части нарушения прав на интеллектуальную собственность? У Rutracker.org есть свой юрист или в таких случаях вы обращаетесь за консультациями в сторонние фирмы?

– Да, у нас свой юрист, и даже не один. На самом деле мы ничего не регулируем. Если раздача нарушает чьи-то права и правообладатель может подтвердить их, раздача (а точнее ссылка на нее, торрент-файл) удаляется. Если правообладатель не в состоянии подтвердить права, тогда рекомендуем ему обращаться в суд. А там подтверждающие документы все равно предоставить придется, поэтому проще показать их нам. На деле удовлетворяется более 90% запросов об удалении ссылок.

 

– Есть ли среди администраторов или модераторов форума разработчики программных продуктов или более-менее успешные музыканты? Если да, то как они сами относятся к существованию битторрент-трекеров? Выкладывают ли результаты собственного труда для безвозмездного скачивания?

– Насчет модераторов не знаю, возможно, и есть (модераторов более 200, за всеми не уследишь, а то, что огромное количество авторов выкладывает результаты своего труда на трекер, – это достоверно извесно, причем среди них есть даже телеканалы. Точно так же, кстати, как авторы выкладывают их на youtube или на lastfm. Однако в отличие от этих сервисов у нас нет ограничения и на объем раздачи, и на качество картинки или битрейта.

 

– Как сотрудникам трекера удается оставаться «неизвестными и неуловимыми»? Ведь у каждого из нас есть друзья, знакомые, мы не отрезаны от общения и от окружающего мира. Не боитесь ли вы прямого давления со стороны правообладателей или правоохранительных органов? Однажды ведь уже пришлось сменить имя трекера с Torrents.ru на Rutracker.org и переехать на другой домен.

– Ну, во-первых, мы всегда открыты к общению – это интервью тому подтверждение. А во-вторых, любая публичность делает из человека героя, как в прямом, так и переносном смысле. Также и команду разработчиков пытаются выставить в роли этаких Че Гевар, которые борются за свободу в Интернете. На самом деле это не так.

Вообще, если посмотреть на рутрекер глазами обычного, рядового пользователя, то это нечто большее, чем скопище экранок недавно вышедших фильмов, каким его пытаются представить «борцы за копирайт». Это крупнейший источник информации на русском языке, как отечественной, так и мировой культуры, переведенной на русский язык.

Вот вам простой пример: представьте себе, что вы житель какого-нибудь Нижневартовска и, устав от телевизора, пришли в магазин с DVD-дисками (из которых, кстати, 90% – пиратские).

Вы сможете выбрать из пары-тройки сотен наименований наиболее популярных фильмов, может, и неплохих, но тем не менее попадающих под термин «ширпотреб». Если же вас интересуют, например, ранние работы Гринуэя, Франсуа Трюффо или Эйзенштейна, то у вас выбора в общем-то нет: либо ехать в Москву и попытаться найти их там (что тоже вряд ли получится, а если и получится –100%, что это будет «пиратка»), либо ограничить свой культурный горизонт прилавком местного магазина. Это мы говорим о кино...

А ведь есть еще и театр, документальные фильмы, телепередачи (причем те, которые по нашему телевидению не показывают и не покажут), записи спортивных матчей и т. д., и т. п.

Это означает, фактически, что для огромного количества людей, которые живут не в центрах цивилизации, таких как Москва или Санкт-Петербург, рутрекер является чуть ли не единственным окном в мир, при этом (немаловажно!) бесплатным. А о миллионах русскоговорящих за рубежом и говорить нечего.

Мы, как и миллионы наших пользователей, не хотим, чтобы все это в одночасье пропало только из-за того, что кто-то выложит у нас экранку недавно снятой молодежной комедии категории «Д», а кто-то другой увидит в этом проблему. Мы считаем своей первоочередной задачей сохранение и развитие трекера, именно как мегабиблиотеки – «депозитария русскоязычной культуры», как его недавно назвали, а вовсе не как пиратского ресурса, имидж которого нам навязывают.

По фильмам, скачанным у нас, учат студентов вузов, их скачивают кабельные сети, чтобы показать у себя в регионах. Многие видеоматериалы, которые можно скачать с помощью рутрекера, попросту нельзя официально купить в России. В то же время любой правообладатель может удалить свои материалы с трекера, что они в общем-то ежедневно и делают. С чем они тогда борются?

Кстати, что касается правообладателей, то, как ни странно, это далеко не первостепенная проблема трекера. Так, например, по их просьбам удаляется не более 1–2% раздач, в то время как из-за отсутствия поддержки пользователей их «умирает» гораздо больше – 4–5% (!). Мне кажется, основная проблема неприязни к нам со стороны правообладателей – это конкуренция.

Конкуренция между огромной библиотекой старых фильмов, среди которых очень много совсем неплохих, права на которые никто не предъявляет, и новыми, большинство из которых не выдерживает никакой критики. В результате на новые фильмы никто не идет, залы пустые, но… это же не проблемы пользователей и не проблемы трекеров, не так ли?

 

– Какие пути решения вы видите в части возможного взаимовыгодного сотрудничества с правообладателями? Или это невозможно по определению?

– На самом деле это зависит от правообладателей. Вот типичный пример: правообладатель заранее предупреждает о фильме, который выходит в прокат, и просит проследить на время проката, чтобы не выкладывали его на трекер. Мы предупреждаем модераторов – они помогают правообладателю это отслеживать. Прокат прошел, правообладатель заработал свои деньги – дальше делайте что хотите, раздавайте фильм сколько влезет. Вполне адекватная позиция, понятная и нам, и пользователям.

 

– В 2010 году журнал «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Авторское право и смежные права» отметил свой 10-летний юбилей. Высококвалифицированные специалисты в этой области делятся с коллегами и правообладателями своим опытом в деле охраны и защиты прав на свою интеллектуальную собственность. Интересуются ли сотрудники Rutracker.org данной тематикой или не обращают внимания на ее существование как таковой?

– Я глубоко убежден, что концепция авторского права будет так или иначе глубоко пересмотрена, и причиной этому является как раз развитие способов передачи данных, в т. ч. и Интернета. Нарастающая волна критики существующих законов служит этому сигналом.

Изменятся и способы взаимодействия автора с потребителем, цифровые технологии позволят исключить посредников, сделать их ближе друг к другу.

Будем надеяться, что ваш журнал не останется в стороне от этих процессов.

От всей души хочется поздравить журнал с юбилеем и пожелать ему побольше читателей, объективности и информативности, особенно в наше время, когда технологии меняют жизнь куда стремительнее, чем меняются законы, по которым мы живем. Успехов вам!

 

Наш корр.

Pismo