«МУЗЫКАНТУ ПОРОЙ ТРУДНО СОХРАНИТЬ ЗА СОБОЙ ХОТЬ ЧАСТЬ СОБСТВЕННЫХ ПРАВ...»

Интервью с музыкантом, композитором и аранжировщиком Сергеем Скрипниковым.

Skrip_05

(«ИС. Авторское право и смежные права», № 7, 2011)


Мы живем во времена, когда засилье поп-музыки не просто врывается в наши дома с экранов телевизоров и из радиоприемников. «Оно» методично шагает к нам с огромными транспарантами «Смотри и слушай или проиграешь!». Изо дня в день мы видим одних и тех же «звезд», которые выступают с одними и теми же песнями, но... в разных нарядах. И невольно задаешься вопросом: неужели больше ничего в стране не создается? Или страна получает только тех артистов, которых она заслуживает?

К счастью, ответ на этот вопрос есть: хорошей музыки много, но не вся она оплачена. Возможно, было бы «солиднее» сделать интервью с кем-то из тех самых набивших оскомину «звезд». Но мы пошли другим путем и решили пообщаться с музыкантом, творчество которого отличается особой образностью, отношением к делу, бескомпромиссной любовью к своим детям – музыкальным произведениям.

В биографии Сергея Скрипникова – работа в театре-студии «На Красной Пресне» под управлением Вячеслава Спесивцева, в оркестре – под управлением легендарного Константина Кримца. Он был участником музыкальных групп «Надежда», «ТаймАут», «Слайды», «Новый Завет». Проект «Династия Посвященных» (автор идеи и стихов Маргарита Пушкина) – особая гордость композитора. Это уникальный музыкальный проект, собравший лучших рок-музыкантов России – В. Кипелов, С. Терентьев, А. Алешин, А. Беркут и мн. др., благодаря которому слово «готика» заиграло новыми красками! В настоящее время Сергей продолжает сотрудничать с известными российскими музыкантами, а также пишет музыку к кинофильмам.

 

– Сергей, что Вас вдохновило на первую попытку сочинения музыки? Всегда ли Вы стремились стать композитором или видели изначально свой путь иначе?

– Все началось в далекие 70-е. Тогда парень с гитарой был центральной фигурой в любой компании, и многие пацаны брали в руки гитары и выходили во двор. Сразу собиралась тусовка и... поехали – до утра!

Тогда-то я и написал свою первую песню. Текст был примитивный, но песня как-то прижилась в нашем дворе и пошла по другим дворам.

Кстати, в 1990 г. на эту мелодию Маргарита Пушкина написала стихи, и песня обрела вторую жизнь. Получилась песня «Ветер».

Стать композитором не стремился, хотя, будучи бас-гитаристом, всегда предлагал свои идеи. Но судьба распорядилась по-своему. Однажды прекрасным зимним днем, когда ничего не предвещало беды, на ровном месте поскользнулся и сломал правую руку. Это стало решающим событием в моей жизни. Врачи сказали, что произошло защемление нерва и как гитарист я «закончился».

Для меня это было трагедией! Я, действующий музыкант, который постоянно был на гастролях, который этим жил, теперь – инвалид. Нужно было себя чем-то занять. Тогда-то, наверное, и открылись «чакры сочинительства». Стал что-то наигрывать, записывать... и пошло, и поехало. Были написаны три инструментальных альбома (официально они изданы не были) и я раздавал их своим друзьям (впоследствии это сыграло большую роль в моей композиторской деятельности). Так я стал композитором. Где-то в году 2004-м я взял в руки книгу Маргариты Пушкиной «Заживо погребенная в роке», подаренную мне автором в 1990 г., написал к первой части книги 12 саунд-треков и показал Маргарите. Ей это понравилось и возникла идея сделать аудиокнигу, но идея эта реализовалась спустя семь лет (релиз состоялся буквально несколько дней назад, 19 июня).

 

– Вы – активный участник и соавтор проекта «Династия Посвященных» (Margenta), также сотрудничаете со многими музыкальными коллективами и отдельными авторами, пишете музыку для кино... Трудно переключаться между разноплановыми стилями, разными задачами?

– Нет, не трудно. Интересно! Мне всегда нравилось смешивать разные музыкальные стили и делать эдакие музыкальные коктейли, поэтому когда я работаю в нескольких проектах, переключаясь от проекта к проекту, сразу видно свежую мысль. Выше я говорил об инструментальной музыке, которая и привела меня в кино. Инструментальный жанр – это музыка, которая создает образ у слушателя без помощи текста, и мне очень приятно, что мое видение материала почти всегда совпадает с видением кинопродюсеров. Нередко будущие заказчики находят меня по Интернету через поисковые системы Посетив мой сайт www.skripnikoff.ru, они имеют возможность ознакомиться более полно с моей музыкальной автобиографией. Мне нравится создавать разную музыку, и универсальность мышления – это именно то, что так необходимо в этой работе.

Проект «Династия Посвященных» занимает в моей жизни важное место. И несмотря на то, что это неотъемлемая часть проекта Маргариты Пушкиной – Margenta, я считаю его и своим детищем. Для меня это большая работа, в которой задействовано много великолепных музыкантов и в которой мне удалось реализовать многие свои музыкальные идеи на стихотворные образы, вышедшие из-под пера Маргариты Пушкиной. В результате многомесячной напряженной работы у насполучилась своего рода мини-опера. Благодаря этому проекту мне посчастливилось поработать с Сергеем Терентьевым (он выступил в роли гитариста и продюсера альбома), с которым мы вместе играли еще в конце 80-х. Считаю его одним из сильнейших гитаристов в нашей рок-музыке, талантливым мелодистом и просто прекрасным человеком. Мы продолжаем сотрудничество в рамках наших проектов.

 

– Ваши результаты труда в рамках различных проектов всегда документально оформлены?

– Насколько я понимаю, у нас в стране это пока массово не практикуется, чаще сотрудничество основано просто на доверии. Но со временем я научился заключать договоры, благодаря консультациям и помощи своих друзей.

 

– Приходилось ли сталкиваться с конфликтными ситуациями в области авторского права и смежных прав?

– К сожалению, без конфликтов не обходится. Были они и у меня. Спонсоры или заказчики всегда норовят заключить такой договор, в котором я как автор лишаюсь всех исключительных прав на свои произведения, и порой бывает очень трудно отвоевать часть прав для себя. Из-за этого у партнеров остается неприятный осадок, и довольно часто они прекращают совместную деятельность.

 

– Существует ли в музыкальном мире понятие «музыкальное рабство» – по аналогии с книгоиздательским бизнесом («литературное рабство»), когда реальный создатель произведения – один, а по документам указывается другой (за выплату вознаграждения)?

– Да, к сожалению это практикуется. Мне тоже предлагали продать мои песни. Если «договориться» неудается, то хотя бы стать соавтором. Я не против поделиться музыкой, если соавтор внес ощутимый вклад в произведение, а не только предложил за это заплатить... Для меня мои песни – это мои дети, а как можно продавать детей?!

 

– Есть ли у Вас свой юрист или предпочитаете сами вникать в юридическую сторону дел и отслеживать, нарушаются ли Ваши права?

– Нет, юриста у меня нет. Как я уже говорил, меня консультируют друзья. Сам я в этом пока не очень хорошо разбираюсь. Иногда формулировки договора настолько запутанны, а смысл договора размазан на много страниц. Я перечитываю все снова и снова... Пытаюсь, конечно, вникать, но, прочитав несколько пунктов, совершенно теряюсь и иногда просто начинаю чувствовать себя идиотом (смеется).

Я являюсь членом РАО, но лично не занимаюсь отслеживанием нарушений моих авторских прав, потому что (как уже говорил) договоры, которые я подписывал, в большинстве случаев не оставляют мне никаких прав.

 

– Насколько, по Вашему мнению, музыканты (авторы, исполнители) в настоящее время интересуются и готовы изучать вопросы авторских и смежных прав?

– Думаю, многие музыканты инте ресуются и изучают. Когда музыкант приобретает определенный статус, ему просто необходимо в это вникать, иначе нечего будет кушать!

 

– Все ли Ваши творческие мечты воплотились на данный момент в жизнь или есть еще что-то нереализованное?

– Думаю, если бы я сказал, что полностью реализовался, наверное, не стал бы отвечать на вопросы этого интервью. Конечно же, нет.

Я только вошел во вкус, и в моей голове много интересных мыслей, хватило бы здоровья! Пользуясь случаем, хочу поблагодарить свою семью – жену и детей. Без их понимания и постоянной моральной поддержки я бы не смог достичь того, чего достиг!

 

– Перед интервью Вы сказали о том, что читаете наш журнал около полугода. Было бы интересно услышать пожелания от нового подписчика. А также пожелания нашим читателям.

– Да, до того как мне в руки попал этот журнал, я был очень далек от знаний об авторском праве. Благодаря журналу «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права» я получил те необходимые знания, которые мне очень сильно помогают не только в составлении договоров. Я получаю некую психологическую поддержку, а это придает уверенности в себе – не только в юридических вопросах, но и в творчестве!

Беседовала Н. Терентьева

Pismo