САЛОН «АРХИМЕД»:ОТ ЭКСПОНАТОВ – К СОЗДАНИЮ НЕПРЕРЫВНОЙ ЦЕПОЧКИ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ – ПРОМЫШЛЕННИК – ПОТРЕБИТЕЛЬ»

Интервью с президентом Международного инновационного клуба, председателем московской городской организации ВОИР Дмитрием Зезюлиным.

2a5c5c62cdbe

(«ИС. Промышленная собственность», № 8, 2007)

 

– Дмитрий Иванович, в 2007 г. был проведен юбилейный Х Московский международный салон промышленной собственности «Архимед». Что из задуманного на первом этапе ее создания уже удалось реализовать и каковы тенденции развития и ближайшие планы «Архимеда»?

– С самого начала мы поставили себе задачу – создать большую, интересную и полезную выставку мирового уровня. И я считаю, что это нам удалось. В Салоне участвовали свыше 700 компаний из России и 120 зарубежных фирм и организаций. Многочисленные награды за высокий организаторский уровень и развитие инновационной системы от российских и зарубежных министерств, ведомств и организаций, в том числе два специальных приза 2005-го и 2007 года от ВОИС подтверждают широкое признание салона «Архимед». Что касается тенденций развития, то они таковы: от демонстрации экспонатов мы планируем перейти к созданию бизнес-проектов и выводу их на мировой рынок высоких технологий. В этом направлении сейчас ведется работа совместно с Департаментом науки и промышленной политики г. Москвы. Отбираем лучшее, что было на «Архимеде» и готовим к внедрению. То есть, возникает непрерывная цепочка «изобретатель – промышленник – потребитель».


– 23 января 2007 г. подписано долгосрочное соглашение о взаимном сотрудничестве между ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» и Московским городским советом Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Поскольку Вы являетесь председателем московской городской организации ВОИР, хотелось бы услышать, в каком направлении планируется развивать сотрудничество и есть ли уже воплощенные в жизнь идеи? Началась ли совместная работа?

– Совместная работа с ОАО «МКНТ» видится прежде всего в объединении опыта, средств и усилий по решению важных прорывных проектов в интересах города. Московский городской ВОИР располагает особой ценностью – человеческим фактором, без которого ни одна задача не может быть решена.


– Год назад с целью объединения всего мирового инновационного сообщества и оказания всесторонней поддержки его участникам Вы учредили и возглавили Международный инновационный клуб «Архимед». Сколько членов насчитывает клуб на данный момент и что интересного произошло за год его существования?

– В 2005 г. мы создали Международный инновационный клуб «Архимед», на сегодняшний день его членами стали 175 юридических и физических лиц из 40 регионов Российской Федерации и 18 зарубежных государств. За это время в рамках клуба мы провели ряд выставок, конференций, презентаций инновационного потенциала в России, Бельгии, Корее, Хорватии, Польше, Украине, Армении, Сербии, США, Индии. Эти мероприятия позволили укрепить позиции наших коллег – членов клуба и способствовали становлению инновационного сотрудничества и кооперации.


– В начале этого года были подведены итоги конкурса молодых инноваторов «Инновационный потенциал России». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом мероприятии.

– Конкурс молодых инноваторов «Инновационный потенциал России» проходил при содействии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, Департамента науки и промышленной политики г. Москвы, МИЦ «Архимед» и корейской компании «Глами ЛТД.». Целью мероприятия была поддержка молодых изобретателей, в том числе и финансовая. В финал конкурса вышли 136 проектов, из которых 10 стали призерами, им вручены медали по номинациям, почетные дипломы и денежные премии от «Глами ЛТД.», компьютер от «Союзпатента». В настоящее время готовится к выходу сборник проектов «Инновационный потенциал России 2007».

Некоторые проекты будут предложены для внедрения в промышленном секторе города.


– Количество участников Салона заметно выросло. При этом многие экспоненты здесь не в первый раз. Ведется ли Вами некая «статистика эффективности участия в выставке». Было бы интересно узнать о том, насколько продуктивны для разработчиков и инвесторов подобные мероприятия.

– Ежегодно на Салоне представляется порядка 1000 экспонатов, из которых 700 российских, и около 400 участников, в том числе 120 зарубежных, являющихся нашей основной клиентской базой. По итогам каждого Салона мы проводим тестирование экспонентов. Выявляются немало существенных подробностей, например, что только в 2007 г/ во время выставки были заключены или оговорены соглашения на реализацию инновационной продукции на сумму 561 млн. рублей. Многим участникам-разработчикам важна также имиджевая составляющая, так как медали и дипломы салона «Архимед» очень высоко котируются на рынке, гарантируя качество и надежность продукции. Для инвесторов наше мероприятие интересно прежде всего как возможность найти свою золотую жилу в виде перспективной разработки, не имеющей сегодня аналогов в мире. Анализируя анкеты посетителей «Архимеда», мы видим, что крупные компании из США, ЕС, Кореи, Японии, Китая постоянно присутствуют на нашем Салоне. К сожалению, российский бизнес еще не оценил тех преимуществ, которые несет в себе инновационная составляющая экономики. Поэтому он и отстает, по всем позициям проигрывая зарубежным конкурентам конкурсы и тендеры.


– Уже не первый год в рамках «Архимеда» проходит Московская международная выставка-презентация товарных знаков инаименований мест происхождения товаров Trade Mark Leader 2007. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.По каким критериям оцениваются участники, какими качествами необходимо обладать «знаку-победителю»?

– Trade Mark Leader – очень актуальный для современной экономики проект. Цель его – поднять имидж и правовую защиту товарных знаков легальных производителей товаров и услуг и способствовать борьбе с контрафактом. За время проведения выставки-презентации с 2003 года ее участниками стали ведущие российские компании, обладатели брендов – «Северсталь», «Татнефть», «Сургутгазпром», «Сухой», «АЛРОСА», «Майский чай», «Салют», «Сатурн», «Архимед» – и другие реальные лидеры в своих отраслях. Мероприятия выставки постоянно отражаются на сайте archimedes.ru в режиме онлайн в английской и русской версиях. Презентации, подведение итогов и награждение лауреатов ежегодно проходят на салоне «Архимед». Оценку экспонатам – товарным знакам и наименованиям мест происхождения товаров делает квалифицированное международное жюри во главе с президентом Российской ассоциации владельцев товарных знаков Л.Е. Комаровым и доктором М. Манигодичем (Республика Сербия). Оценка знака дается по следующим параметрам:

1) соответствие знака производимому товару или предоставляемой услуге;

2) привлекательность товарного знака;

3) оригинальность товарного знака;

4) запоминаемость товарного знака.


– Интересно было бы узнать о новом интернет-проекте – информационном портале Intelexpo. Этот проект носит только информационный характер или Вы готовы реально содействовать желающим участвовать в международных выставках по всему миру?

– Интернет-проект Intelexpo – это информационный проект, предназначенный для всех участников инновационного сообщества: изобретателей, инвесторов, промышленников, средств массовой информации, организаторов инновационных выставок и конференций, патентных фирм и любознательных людей.

На сайте intelexpo.ru размещены базы данных о промышленной собственности (свыше 7000 наименований), об инвесторах (315 адресов), международных инновационных выставках и вспомогательных структурах. Поисковая машина позволит без труда найти любой экспонат по ключевому слову. Размещение для всех участников и партнеров «Архимеда» бесплатно и бессрочно. Этот портал – реальное воплощение в жизнь постоянно действующей инновационной выставки-презентации.


– Какие, на Ваш взгляд, типичные ошибки допускаются экспонентами в ходе выставки? Хотелось бы услышать рекомендации о том, чего не надо делать на выставке и как идеально представить на ней свою продукцию.

– Экспоненты в ходе подготовки к выставке должны четко понимать цели и задачи своего участия в ней и готовить не только образцы, плакаты, буклеты, но и бизнес-предложения (а в идеале и бизнес-планы) для потенциальных покупателей и инвесторов. Для этого мы проводим деловую программу «Университет изобретателя», учим, как найти инвестора, как защитить свою интеллектуальную собственность.

Не надо в период выставки доверять первому встречному «инвестору» все свои ноу-хау и план развития проекта. Нужно работать только с проверенными компаниями и людьми. Мы готовы оказывать своим участникам помощь в проведении переговоров и продвижении проектов на рынок. Наши сотрудники – опытные и квалифицированные специалисты, которых сложно обмануть и обойти. Чего, к сожалению, нельзя сказать о многих изобретателях. Но, наверное, каждый должен заниматься своим делом: изобретатель – создавать, мы – защищать и продвигать. Вместе мы – сила и поэтому объединились в Международный инновационный клуб «Архимед» и создаем будущее нашей страны.


Беседовала Н. Льянова

Pismo