ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Интервью с помощником министра, заместителем директора Департамента научно-технической и инновационной политики Евгением Балашовым.

9a22cc1c02d1

(«ИС. Промышленная собственность», № 9, 2006)

 

В России формируются основы государственной инновационной системы. Ключевая роль в этой работе отведена Министерству образования и науки Российской Федерации. О деятельности министерства, направленной на обеспечение возможностей для перехода России на путь инновационного развития, по просьбе редакции журнала рассказал помощник министра, заместитель директора Департамента научно-технической и инновационной политики Е.Б. Балашов. С ним беседовали главный редактор журнала «Интеллектуальная собственность» Н.Б. Льянова и ученый секретарь парламентского центра «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» В.Л. Севостьянов.


– Евгений Борисович, как бы Вы охарактеризовали роль государства в создании национальной инновационной системы в России?

– Если ответить коротко, то – как решающую. Говоря о государственном участии в стимулировании инновационной деятельности, важно понимать, что нельзя просто перевести всю систему финансирования на венчурную основу. Иначе непонятно – как быть с прямым инвестированием или бюджетным финансированием на этапе генерирования знаний? Только государство может поддержать фундаментальные научные разработки и производство новых знаний. Когда речь заходит об этапе коммерциализации созданного продукта, его сопровождения при выходе на рынок, то уже не обойтись без внешних инвестиций, и государство должно принимать только долевое участие в финансировании. В этом отношении для нас очень важен зарубежный опыт венчурного инвестирования. В передовых в технологическом отношении странах созданы эффективные системы такого финансирования инноваций. К сожалению, сегодня Россия на данном направлении не может быть полноценным партнером в международном сотрудничестве – у нас до сих пор нет даже полномочного представительства Всемирной ассоциации венчурного инвестирования.

Что касается субъектов реализации государственной инновационной политики, то надо отметить, например, предусматриваемые новые формы государственно-частного партнерства с использованием материальных активов, находящихся в оперативном управлении государственных научных и образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности.

Комплекс разрабатываемых сейчас норм, регулирующих отношения между непосредственными участниками инновационной деятельности и обеспечивающих функционирование государственной инновационной системы, должен охватывать все аспекты этого экономического и, вместе с тем, политического процесса – от толкования ряда ключевых понятий в сфере инноваций для их применения в производственных и общественных отношениях с целью вовлечения в коммерческий оборот результатов интеллектуальной деятельности до создания инструментов и институтов независимой экспертизы инновационных проектов государственного значения; страхования рисков при экспорте интеллектуальных услуг и коммерциализации наукоемких продуктов.

Совершенствование правового регулирования в указанной сфере будет способствовать устойчивости создаваемой инновационной среды, а в политике – определит правовой механизм регулирования общественных отношений, складывающихся при формировании интеллектуальной собственности (далее – ИС) различного назначения. Это, несомненно, должно содействовать выведению на внутренний и внешний рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Формирование источников финансового обеспечения, создание условий для налогового администрирования, подготовки кадрового резерва и профильной ориентации, вовлечение молодежи в высокотехнологичную инновационную сферу – важные концептуальные аспекты правового обеспечения инновационной системы Российской Федерации.

 

– Означает ли сказанное Вами, что эффективная инновационная политика потребует большей, чем сейчас, увязки с планированием общей социально-экономической политики государства на перспективу, с прогнозированием будущих приоритетов?

– Государственная политика в области развития национальной инновационной системы должна формироваться в координации с экономической, финансовой и промышленной политикой государства на основе научно обоснованных прогнозов – составной части прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с такими прогнозами и приоритетами научно-технического и технологического развития России должны определяться приоритеты государственной политики в развитии национальной инновационной системы, согласно которым и должен происходить отбор важнейших инновационных программ федерального значения. В такие программы следует включать только те инновационные проекты, которые соответствуют критериям, предусмотренным актами Правительства РФ. Это означает, что на законодательном уровне должен быть утвержден принцип, согласно которому новый или усовершенствованный продукт, новая или усовершенствованная технология, ставшие конечным результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо иной научно-технической или инновационной деятельности, становятся инновацией исключительно при их использовании в экономическом обороте.

 

– Какие новые правовые акты в сфере развития инновационной деятельности приняты в последнее время, над чем ведется работа?

– В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной деятельности на период до 2010 г., утвержденных 5 августа 2005 г., определены цели, задачи, направления и основные пути развития государственной инновационной системы, включающие порядок создания благоприятной экономической и правовой среды для инновационной деятельности и формирования инфраструктуры инновационной системы, а также меры государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Существенное значение для активизации инновационной деятельности в России имеет принятый в июле 2006 г. Федеральный закон «Об особых экономических зонах». Организационно-финансовое обеспечение их деятельности возложено на Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. В Зеленограде, Томске, Новосибирске уже функционируют «инновационные цепочки». Однако шесть ныне создающихся зон – только первые шаги движения экономики страны к нормально развивающейся инновационной системе. Полагаю, что уже имеющиеся технико-внедренческие парки и другие субъекты инновационной системы могут рассматриваться как пилотные проекты, основа для перспективного развития и последующего вхождения в общее экономическое пространство, в том числе в статусе особых экономических зон.
Нашим министерством разработаны стратегия России в области развития науки и инноваций на период до 2015 г. и план по ее реализации, которые в принципе одобрены Правительством РФ.

Механизмы практической реализации поддержки инновационной сферы заложены в федеральной целевой научно-технической программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002–2006 гг.». Одним из существенных итогов выполнения этой программы стала реализация 13 важнейших инновационных проектов государственного значения с общим объемом финансирования 3,8 млрд. руб. из средств федерального бюджета. Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2006 г. утвержден план мероприятий по реализации в текущем году Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.

 

– А как развивается правовая база в области коммерциализации интеллектуальной собственности?

– Становление отечественной инновационной структуры сопряжено с развитием институтов использования и защиты прав ИС. Проблема в том, что объекты ИС до сих пор не являются полноправными рыночными продуктами, они не имеют, например, залоговой стоимости. Кроме того, в стране отсутствует рынок объектов ИС, а это – мощный финансовый механизм для развития инновационной деятельности.

Правительство РФ приняло постановление от 17.11.2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности». Во исполнение этого документа нашим министерством и другими федеральными органами исполнительной власти совместно с Российской академией наук подготовлены предложения по зачисляемым в федеральный бюджет компенсационным платежам, которые должны выплачиваться хозяйствующим субъектам за счет средств, полученных от уступки прав на результаты научно-технической деятельности гражданского назначения, выполнявшейся за счет средств федерального бюджета. Подготовлены также предложения по форме типового договора об условиях распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности.

С целью совершенствования правового регулирования в области оборота ИС приказом министерства от 22.03.2006 г. № 63 утверждены Методические рекомендации, необходимые для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполненных за счет средств федерального бюджета.

 

– Какие правовые новации следует ожидать в ближайшее время, в том числе в текущем году?

– В плане на 2006 г. предусмотрена разработка:

– проекта федерального закона об участии государства в развитии инновационной системы;

– предложений по определению размера и вида компенсационных платежей за использование прав на результаты научно-технической деятельности, которая финансировалась из бюджетных средств;

– порядка учета и использования таких поступлений;

– мер по развитию центров трансфера технологий;

– порядка формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения в рамках целевых программ технологического профиля;

– мер финансовой поддержки малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере из средств государственного бюджета.

В плане предусмотрены также формирование и реализация ряда пилотных проектов по инновационной деятельности совместно с субъектами Российской Федерации.

Во исполнение поручения Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию от 09.03.2006 г. в рамках рабочей группы при Администрации Президента РФ (руководитель Е.В. Попова) силами депутатского корпуса, представителей заинтересованных ведомств, научных организаций, общественности дорабатывается законопроект части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Вопрос детализации нормативного регулирования в этой области уже перезрел. Принятия данного закона ждут специалисты разных направлений, причастных к работе с ИС; научные организации, которым выгодно непосредственно осуществлять рыночные операции (в том числе на фондовом ранке) по создаваемым ими объектам ИС.

В рамках системного подхода к проблеме формирования государственной инновационной политики продолжается деятельность нашего министерства по подготовке к представлению в Правительство РФ концепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса РФ на 2007–2012 гг.». Новая программа состоит из блоков, основные из которых – генерирование знаний, разработка технологий, коммерциализация. Все заинтересованные субъекты и пользователи программы могут присылать свои предложения по ее дополнению и совершенствованию в Федеральное агентство по науке и инновациям. Минобрнауки России открыто для такого партнерства.

 

– Как Вы отметили, важнейшими факторами научно-технического прогресса за рубежом стали отлаженные механизмы финансирования инноваций, наличие активно действующих венчурных фондов. Каковы в этом отношении ближайшие перспективы в нашей стране?

– В целях финансовой поддержки развития российской национальной инновационной системы должен быть основан федеральный инновационный фонд, который позволил бы осуществлять также поддержку инновационных проектов государственного значения. При этом поддержка инновационной деятельности в виде финансирования инновационных проектов должна осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Федеральный инновационный фонд должен функционировать в соответствии с положениями ст. 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Под целевым бюджетным фондом на основании этой статьи подразумеваются денежные средства, получаемые согласно российскому законодательству в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов либо иных поступлений и используемые по отдельной смете. При этом такие средства не могут направляться на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. По существу за инновационными фондами закрепляется регулирование источников формирования и направления денежных средств.

Один из важнейших элементов инновационной системы России – Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который финансируется за счет средств федерального бюджета. Фонд реализует важные программы «Старт» и «Темп», направленные на финансирование и содействие малым инновационным предприятиям. Для кадрового обеспечения трансфера инновационных технологий прорабатываются вопросы осуществления программы «Пуск».

Создание малых инновационных предприятий должно стимулироваться государством. Для этого предстоит еще немало сделать в области законодательства, а также определиться с детализацией ГК РФ, гражданскими отношениями в данной области. По этому направлению министерство готовит ряд предложений для внесения в Государственную Думу.

 

– Просматриваются ли уже сейчас черты будущей национальной инновационной системы, ее важнейшие элементы? Созданию каких элементов следует уделить первостепенное внимание?

– Задачи по созданию национальной инновационной системы включают ряд важных аспектов, по которым ведется работа, в частности:

– координация действий субъектов инновационной инфраструктуры;

– сертификация субъектов инфраструктуры;

– ведение реестра субъектов;

– управление целевым бюджетным инновационным фондом;

– построение системы накопления информации и информационного обмена между субъектами инновационной деятельности;

– построение и организация работы института экспертизы и отбора инновационных проектов и программ;

– контроль над осуществлением компенсационных платежей за пользование правами на результаты научно-технической деятельности, принадлежащими Российской Федерации;

– работа с имущественным ресурсом (ныне используемым неэффективно).

Особо нужно выделить аспекты информационного обеспечения инновационной деятельности. Невозможно переоценить значимость ведения реестра результатов научно-технической деятельности, разработанных за счет средств государственного бюджета. Государство должно наладить эффективный учет таких разработок, чтобы, с одной стороны, избежать дублирования при финансировании, а с другой – не обойти вниманием, не упустить ценные предложения. Такой учет должен способствовать и скорейшему продвижению продуктов интеллектуальной деятельности от разработчиков к потребителям. Решению данной задачи будет содействовать также применение современных информационных технологий, позволяющих существенно интенсифицировать процессы коммерческого оборота ИС. В связи с этим необходимо упомянуть, например, о недавно созданной обособленной электронной торговой площадке в сфере высоких технологий (ОЭТП СВТ).

На нынешнем этапе возрастает роль экспертизы поступающих в органы государственной власти предложений в сфере инновационной деятельности. В настоящее время в Федеральном агентстве по науке и инновациям находятся на рассмотрении около 40 предложений, претендующих на включение в перечень важнейших инновационных проектов государственного значения. Придется создавать в стране систему экспертной оценки и отбора инновационных проектов (в перспективе, возможно, автоматизированную). Подобная система должна производить отбор в соответствии с определенными критериями, которые можно сгруппировать по признакам – стратегические, финансовые, производственные. Эти критерии и их группы должны характеризоваться значимостью относительно наиболее актуальных целей инновационной деятельности, что позволит системе гибко реагировать на текущие приоритеты без отступления от стратегических планов. При отборе проектов особое внимание должно уделяться анализу соотношений ожидаемой прибыли к риску, связанному с венчурным финансированием.

Все это свидетельствует, помимо прочего, о необходимости усиления роли независимой экспертизы, поэтому для научно-технического сообщества открывается широкое поле взаимодействия с органами государственной власти.

 

Беседовал наш корр.

Pismo