1 new 17

В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации 9–10 ноября 2016 г. состоялась Вторая конференция «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса», организованная при участии Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (Коллегия ВПК).

Руководство работой конференции осуществлял зампредседателя Коллегии ВПК Бочкарев О.И., являющийся председателем Совета ВПК по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении государственного оборонного заказа.

Основной целью конференции стало обсуждение и выработка рекомендаций по повышению эффективности расходования бюджетных средств и роста экономического потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Необходимость обсуждения проблем интеллектуальной собственности при выполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ) и других государственных программ Российской Федерации (ГП) как самостоятельного направления была отмечена на Первой конференции, проходившей 10–11 декабря 2015 г. Указанные предложения были высказаны в докладах начальника управления ФГУП «ВИМИ» Евстафьевым В.Ф. и советника заместителя генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Антипиным В.В.

Работа второй конференции осуществлялась по 10 направлениям (секциям).

Вопросы управления интеллектуальной собственностью обсуждались на секции № 3 «Эффективность использования капитала предприятия» (модераторы Антипин В.В. и Груздов В.В.) и на секции № 7 «Особенности оформления интеллектуальной собственности и ее отражение в бухгалтерском учете предприятия» (модераторы Груздов В.В. и Лопатин В.Н.).

На заседании секции № 3, где обсуждались принципиально важные вопросы по управлению интеллектуальной собственностью при выполнении ГОЗ и ГП, выступили: Груздов В.В. (ОАО «НПП «Пульсар»), Антипин В.В. (ФГУП «Крыловский государственный научный центр»), Солонович А.В. (Роспатент), Терещенко В.В. (ФГУП «Организация «Агат»), Лапченко В.Г. (ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»), Мазур Н.З. (АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»), Прусаков И.Б. (АО «Концерн «Моринформсистема-Агат»), Саранцев В.А. (АО «Российские космические системы»), Жарков С.В. (ГК «Росатом»), Евстафьев В.Ф. (ФГУП ВИМИ).

Спектр обсуждавшихся вопросов был следующим: формирование целевых индикаторов (показателей), отражающих вопросы правовой охраны результатов НИОКР и эффективности их использования на предприятиях ОПК, для ГОЗ и ГП; взаимодействие государственных заказчиков и предприятий ОПК по передаче прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности (ОИС); отражение ОИС в программах инновационного развития крупнейших корпораций, расчет стоимостной оценки ОИС; рост нематериальных активов предприятий ОПК и возникающие при этом вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.

Помимо крупнейших корпораций и акционерных обществ, входящих в систему ОПК, в работе секции также приняли участие представители государственных заказчиков (Минпромторг России, ГК «Рос­атом», ГК «Роскосмос» и др.).

По результатам работы секции № 3 участники конференции приняли следующую резолюцию:

1. Рекомендовать Минобороны России, Минпромторгу России, ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос» при согласовании проекта Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период и новой редакции Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. включить в эти документы положения, отмечающие роль и место интеллектуальной собственности, как ресурса, в формировании инновационного пути развития экономики, в том числе в формировании и развитии рынка интеллектуальной собственности на национальном, отраслевом и корпоративных уровнях.

Рекомендовать Минэкономразвития России:

– внести изменения и дополнения в методические рекомендации по формированию программ инновационного развития компаний с государственным участием в части требований об использовании в инновационных проектах, подготовленных в рамках программ инновационного развития, интеллектуальной собственности, созданной в рамках государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ;

– провести в I полугодии 2017 г. по данной проблеме круглый стол для предприятий оборонно-промышленного комплекса и смежных отраслей промышленности с привлечением Роспатента.

2. Просить руководство Минпромторга России, Мин­обороны России, ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос» привлекать крупнейшие акционерные общества и государственные научные центры Российской Федерации, входящие в систему ОПК, к разработке и подготовке отзывов на законодательные и нормативные акты, регламентирующие вопросы управления интеллектуальной собственностью, в том числе в области налогообложения, бухгалтерского учета, корпоративного управления и во внешнеэкономической деятельности.

При этом предусматривать процесс совершенствования нормативных правовых актов и правовых механизмов, обеспечивающих защиту интересов частных инвесторов в случае привлечения собственных средств при выполнении НИОКР в рамках ГОЗ, а также защиту прав на созданные ими РИД.

3. Обратиться к председателю коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Д.О. Рогозину с предложением о создании при коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации совета по вопросам управления интеллектуальной собственностью, создаваемой за счет средств федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа, государственных программ Российской Федерации по ОПК и федеральных целевых программ.

4. Рекомендовать государственным заказчикам по государственному оборонному заказу (Мин­обороны России), по государственной программе Российской Федерации по развитию оборонно-промышленного комплекса (Минпромторг России) разработать в 2017–2018 гг. регламенты внутренней работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения» и других постановлений Правительства Российской Федерации (о ведении реестра федерального имущества, о бухгалтерском учете, об осуществлении военно-технического сотрудничества), регулирующие комплекс работ по управлению интеллектуальной собственностью.

К числу первоочередных следует отнести регламенты, регулирующие процессы внутри ведомств по заключению лицензионных соглашений, внесения прав на РИД в уставный капитал обществ и их залога, оценки стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемые при выполнении НИОКР по ГОЗ, ГП и ФЦП, права на которые принадлежат Российской Федерации и подлежат бюджетному учету.

Особое внимание следует уделить включению стоимости интеллектуальной собственности в структуру цены инновационной продукции при выполнении государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества.

5. Рекомендовать Роспатенту с привлечением государственных заказчиков подготовить в 2017 г. целевые индикаторы (показатели), отражающие результативность правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, для государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, предусматривающих выполнение НИОКР.

6. Предложить руководству государственных корпораций «Ростех», АО «Объединенная авиастроительная корпорация» и АО «Объединенная судостроительная корпорация» и других акционерных обществ, обязанных формировать программы инновационного развития, разработать стратегию управления интеллектуальной собственностью в корпорациях, включая вопросы внедрения интеллектуальных результатов НИОКР (интеллектуальной собственности), созданных в рамках ГОЗ, ГП и ФЦП через систему программ инновационного развития.

Участники конференции, принявшие участие в работе секции № 7, поддержали предложения секции № 3 и обратили внимание на вопросы бухгалтерского учета предприятий и ряд других вопросов, отразив их в своей резолюции:

1. С учетом общемировых закономерностей и национальных особенностей развития евразийского рынка интеллектуальной собственности рекомендовано осуществить корректировку государственных стратегий и политик корпораций/организаций инновационного развития при формировании учетной политики, выборе способа правовой охраны создаваемых РИД в научно-технической сфере при бюджетном финансировании в интересах дальнейшей коммерциализации интеллектуальной собственности.

2. В целях снижения уровня коррупции при проведении НИОКР и повышения их результативности при создании и производстве конкурентоспособной инновационной продукции с высокой долей добавленной стоимости от интеллектуальной собственности в ОПК необходимы: 

– включение противодействия коррупции при проведении НИОКР в число приоритетных направлений антикоррупционной государственной политики, предполагающей принятие системных решений и комплекса мер как на национальном, так и на межгосударственном уровнях; 

– снижение уровня коррупции через принятие и введение антикоррупционных стандартов при размещении госзаказа на НИОКР и закупки импортных технологий и оборудования, в том числе принятие поправки в ст. 14.5 Закона РФ «О защите конкуренции» и принятие ГОСТ Р «Интеллектуальная собственность. Защита от недобросовестной конкуренции».

3. Для превращения интеллектуальной собственности в ликвидные активы, обеспечивающие привлечение инвестиций, в том числе: при бюджетном софинансировании (по-вертикали – с госзаказчиками), при внебюджетном софинансировании (по-горизонтали – с заказчиками, организациями-смежниками по производству инновационной кооперации), при кредитовании (с банками), при внесении в уставный капитал (с партнерами при создании совместных предприятий), при продаже акций и иных ценных бумаг (с посредниками на биржах), в том числе в рамках гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества, необходимо использование ряда институциональных механизмов, снижающих уровень рисков в этой сфере.

4. При формировании системы управления интеллектуальной собственностью на всех этапах жизненного цикла интеллектуальной собственности от создания до производства и реализации инновационной продукции с использованием полученных результатов интеллектуальной деятельности на всех уровнях от предприятия до корпорации необходимы единые стандарты и правила, учитывая положительный опыт России.

5. С учетом явной недостаточности бюджетных средств и актуальности разработки, принятия и введения в оборот национальных стандартов для ОПК в рамках программы национальной стандартизации на 2016–2017гг., предложить Минпромторгу России и государственным корпорациям в сфере ОПК выступить созаказчиками этой работы.

6. Поддержать инициативу по созданию межведомственной рабочей группы по разработке национальных стандартов в области управления интеллектуальной собственностью в кредитной организации, в том числе при привлечении инвестиций в инновационные проекты под залог интеллектуальной собственности, на фондовом рынке, и страхования рисков интеллектуальной собственности. 

При сертификации системы менеджмента качества для предприятий по вопросам гособоронзаказа предусматривать вопросы правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности.

7. Считать важным и необходимым в рамках усиления интеграции развития государств – членов ЕАЭС по сценарию «Собственный центр силы» с 2016 г. использование не только конкурентных преимуществ национальной экономики каждого государства, но и накопленного экономического потенциала ОПК России при реализации инновационных программ и проектов Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, для чего рекомендовать высшим органам этих международных и межгосударственных объединений рассмотреть данный вопрос и определить механизмы такого взаимодействия по учету и использованию РИД в рамках реализации совместной политики импортозамещения. 

Наш корр.

Фото предоставлены ИД Connect 

 

Pismo