Интервью с Павлом Катковым

Катков Павел-Новая2

 

«Право и творчество».
Интервью с Павлом Катковым

 

Павел Катков – эксперт по управлению интеллектуальной собственностью, основатель и владелец «Катков и партнеры», преподаватель Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, член Ассоциации юристов России, а также российский меломан и виниловый коллекционер, продюсер винилового шоу «ЗВУК НА ВИНИЛЕ», резидент Клуба Алексея Козлова, джаз-клуба №1 в мире по версии All About Jazz, участник NAMM musikmesse, автор цикла программ «По обложке встречают», посвященных виниловой культуре и истории музыки.

Мы попросили Павла Каткова ответить на наши вопросы и вопросы наших читателей.

 

– Павел, Вы долгое время были экспертом по управлению интеллектуальной собственностью, но в последнее время вплотную занялись музыкой. С чем это связано?
– Во-первых, я был и остаюсь экспертом по управлению интеллектуальной собственностью. Наша компания «КАТКОВ И ПАРТНЕРЫ» (юристы, оценщики, аудиторы, ИТ) отлично работает, мы участвуем в правовой работе по интеллектуальной собственности на всех ключевых фронтах. Однако музыка – это мечта, и сейчас она осуществляется.
– Виниловое шоу – необычный, уникальный формат. Пришлось столкнуться с чем-то новым для себя?
– И да, и нет. Формат действительно уникальный, однако при решении правовых вопросов я применяю те знания, которые имел. Хотя не скрою, в практической плоскости я узнал много нового!
– Подéлитесь знаниями с нашими читателями?
– С удовольствием.

 

ВОПРОС:
Каков правовой статус использования чужих фотографий на своем сайте? Когда кто-то выкладывает лично сделанные фото, а кто-то их «ворует» и использует, в том числе в коммерческих целях?
ОТВЕТ:
Правовой статус использования чужих фотографий на своем сайте такой же, как и при использовании любых чужих объектов – их можно использовать только при условии наличия лицензии или иного законного основания.
Применительно к сайтам давайте затронем несколько случаев, когда лицензионного договора в его привычном понимании нет, а право есть.
Прежде всего, речь пойдет о статье 1274 ГК РФ. Под рассматриваемый случай подойдут подпункты 1–3 пункта 1 указанной статьи.
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
Подпункт 1 является общим и подходит для цитирования, в том числе цитирования фотографий, о возможности которого не так давно высказался Верховный Суд в «деле Варламова». Подпункт 2 оперирует понятием «произведение», к которым – к объектам авторского права – отнесены и фотографии. И наконец, подпункт 2 включает в себя такой вид использования, как «доведение до всеобщего сведения», означающий использование в сети «Интернет».
Помимо указанного института, можно также рассмотреть механизм открытых лицензий (ст. 1286.1 ГК РФ). Несмотря на его ориентированность на ИТ-среду, формально под этой лицензией могут быть размещены любые произведения, в том числе и фотографические. В случае если автор такого произведения разместил его на безвозмездных или иных «льготных» условиях, таким произведением можно будет законно пользоваться.
Отдельно хочу обратить внимание на свежее Постановление Правительства России от 08 июня
№ 745 (см. в рубрике «Законы, документы – Примеч. ред.). Оно утверждает Правила размещения заявлений правообладателей о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать произведения науки, литературы, искусства либо объекты смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного
им срока.
Указанный документ принят во исполнение пункта 5 
статьи 1233 ГК РФ, согласно которому Правообладатель может сделать публично, то есть путем сообщения неопределенному кругу лиц, заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока. В течение указанного срока любое лицо вправе использовать данное произведение или данный объект смежных прав на определенных правообладателем условиях. Заявление делается путем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сети Интернет. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за размещение соответствующих заявлений, а также порядок и условия их размещения определяются Правительством Российской Федерации.
Данный институт тоже может быть использован для использования чужих фотографий на своем сайте на законных основаниях и без заключения традиционного лицензионного договора.
По общему же правилу, повторюсь, разрешение необходимо, и наличие этой же фотографии в интернете совершенно точно не является разрешением.

ВОПРОС:
Я не связан договором с никакими лейблами, выкладываю свою музыку в соцсети. Может ли кто-то без моего разрешения использовать мои аудиофайлы в своих целях? Могут ли их без договора со мной использовать радиостанции и производители рекламы?
ОТВЕТ:
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей
(п. 4 ст. 1259 ГК РФ), и уж точно охрана Ваших прав не зависит от Вашей связи с какими-либо лейблами. Создаваемые Вами музыкальные произведения и фонограммы и права на них принадлежат Вам, пока Вы не передадите это право сами. Выкладывание музыки в социальных сетях на это также не влияет.
Нередко я встречаю в интернете заявления, вроде «эта музыка лежит везде публично, значит, ее можно использовать свободно». Это, конечно же, не так. Другие лица не могут использовать эти произведения без Вашего разрешения и без выплаты Вам вознаграждения.
Относительно вознаграждения за использование произведений и фонограмм радиостанциями это отдельный вопрос, по которому я бы рекомендовал Вам обратиться в общества по коллективному управлению – РАО и ВОИС. Они осуществляют сборы и распределение в данной области, и если Вы профессиональный автор, имеет смысл изучить Ваши права на их получение.

ВОПРОС:
Если кто-то сделал мем, коллаж или gif с использованием моего фото, является ли это нарушением моих прав или в случае, если такие работы не носят оскорбительного характера, это не считается нарушением?
ОТВЕТ:
Я думаю, если фото было изменено, это будет расценено как переработка (подпункт 9 пункта 2 ст. 1270 ГК РФ). Если фото не изменялось, то это просто незаконное использование.
Оскорбительный характер тут решающим образом на квалификацию этого использования не влияет. А вот на что стоит обратить внимание, так это
на п. 4 ст. 1274, согласно которому создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения. Так как «гифки» зачастую носят пародийный характер, Ваш оппонент может попытаться использовать это правовое основание.

ВОПРОС:
Если я посещаю концерты и на память снимаю на свой мобильный телефон большие фрагменты шоу с последующим выкладыванием в интернет, являюсь ли я нарушителем? Как обезопасить себя от претензий со стороны артистов и их менеджмента?
ОТВЕТ:
Формально, думаю, да, ведь прав у Вас нет, а исполнение в публичном месте их также не дает, тем более что эта публичность тоже ограничена входным билетом на шоу. На практике пользователей преследуют редко, и это обычно становится головной болью площадки. Некоторые платформы, например YouTube, отчисляют правообладателям доходы от рекламы, и таким своеобразным способом очищают права. Однако предвидеть это невозможно, и боюсь, однозначного и положительного ответа на Ваш вопрос нет.
Несколько лет назад в России этот вопрос пытались решить кардинально путем введения механизма «Глобальных лицензий», который разрешил в принципе такое использование по умолчанию без вышеуказанных рисков, однако инициатива не была реализована.

ВОПРОС:
У меня свой блогерский канал на YouTube. Рассказываю о разных известных людях, часто использую фотографии и музыку, скачанные из интернета. Можно ли считать, что я беру материалы «из открытых источников» или я рискую получить иск в суд?
ОТВЕТ:
Вы рискуете получить иск. Наличие материалов в открытом доступе не означает наличия разрешения неограниченному кругу лиц использовать их. Такое заблуждение есть, но это заблуждение. Поэтому, советую Вам действовать по одному из следующих сценариев:
– создавать контент самому;
– приобретать лицензионный контент;
– использовать контент, размещенный под свободной или открытой лицензией, условиями которых разрешено такое использование;
– использовать контент, права на который перешли в общественное достояние;
– использовать контент в порядке цитирования.


ВОПРОС:
Какие можно принять превентивные меры защиты контента на сайте? Достаточно ли указать информацию что «Все права защищены» и описать правила использования. Если я – физическое лицо, то будет ли юридически легитимна такая защита?
ОТВЕТ:
Если речь идет об объектах авторского права (тексты, фото, дизайн, видео), то их правовая охрана начинается с момента их выражения в объективной форме, а автором считается лицо, их создавшее. Такова основная презумпция, и если Вы автор, у Вас нет обязанности доказывать это еще и специально на сайте.
Знак копирайта и предупреждающие надписи имеют смысл с точки зрения разграничения охраняемых материалов от неохраняемых. Этим Вы прямо заявляете, что это не паблик домейн, не открытая или свободная лицензия, это охраняемые объекты.

ВОПРОС:
Возможно ли зарегистрировать авторское право на шоу-программу?
ОТВЕТ:
Согласно п. 1 ст. 1240 ГК РФ лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Если Вы создали шоу-программу – в данном случае театрально-зрелищное представление –
то Вы можете ее задепонировать у одного из ныне действующих депозитариев, таких, как НРИС, ЕДРИД и другие узлы IP CHAIN. Обратите внимание, что для этого Вам нужно будет «очистить» права на РИДы, входящие в состав данного сложного объекта.

 

– Исходя из задаваемых вопросов, можно в целом судить о ситуации в плане правовой грамотности творческого сообщества. Интересно знать мнение о нашей сегодняшней подборке. Ведь это был прямой запрос от реальных людей.
– Заданные вопросы дают нам несколько сигналов. Во-первых, с ростом значения блогосферы и интернет-среды в целом продолжается рост интереса пользователей и бизнеса к цифровому праву. Это раз. Во вторых, уровень грамотности в этой сфере, увы, продолжает оставлять желать лучшего. Это два.
– Павел, благодарим Вас за содержательный разговор. В окончание нашей беседы, что Вы можете посоветовать, исходя из вышесказанного?
– Учиться. Больше читать, интересоваться темой. На нашем сайте «КАТКОВ И ПАРТНЕРЫ» есть такая бесплатная рассылка – «БАНК ЗНАНИЙ», на нее можно подписаться и эти знания получать. Больше посещать конференций, семинаров, вебинаров. Изучать свое право.
Благодарю Ваше издание за то, что занимаетесь не только классическим правом интеллектуальной собственности, но и близкими нам вопросами цифровой среды и шоу-бизнеса. Желаю Вам всего самого наилучшего. И приходите на шоу! 


Беседовал наш корр.

 

«ЗВУК НА ВИНИЛЕ» с Павлом Катковым – виниловый проект, включающий в себя сценическое шоу о музыке на виниле, цикл программ о виниловых пластинках на YouTube-ТВ, тематические подкасты и виниловый блог. Проект присутствует во всех актуальных соцсетях. Постоянной площадкой для выступлений проекта является Клуб Алексея Козлова, джаз-клуб №1 в мире.

«КАТКОВ И ПАРТНЕРЫ» – российская компания, за свою более чем 10-летнюю историю проделавшая путь от юридической фирмы до комплексного бизнеса, включающего правовой, оценочный, аудиторский и ИТ-кластер. Область специализации – интеллектуальная собственность, технологии, цифровая среда и шоу-бизнес.

 

Pismo