IP, компании, деньги в «цифре»: как финтеху не дать поломать экономику

В Бишкеке представили российский опыт цифровизации интеллектуальной собственности

Бурный рост цифрового финансового сектора необходимо обеспечить реальной экономической ценностью, которую в ХХI веке создает интеллектуальная собственность. В противном случае экономика может испытать не меньшие потрясения, чем вызвал крах доткомов. С таким тезисом сопредседатель Координационного совета Общероссийской общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС) Сергей Матвеев выступил на Международном ПЛАС-Форуме «Digital Kyrgyzstan» в Бишкеке.

До начала этого столетия экономические ценности производились за счет использования таких активов, как земля, сырье, промышленные линии, здания и сооружения. Сегодня главный актив мировой экономики — это технические и инженерные решения, дизайн, сфера копирайта. Именно с этими нематериальными активами должно быть связано развитие цифровых финансов. «Упрощение и ускорение безналичных и цифровых денег, доступность займов и кредитов не может происходить в разрыве с наращиванием экономических активов. Поэтому нужно не упустить развитие цифровых инфраструктур защиты активов в форме интеллектуальной собственности, да и сами юридические лица тоже пора трансформировать в цифровой актив. Без этого планы Кыргызстана по развитию креативных индустрий реализовать невозможно», — отметил Сергей Матвеев.

Эксперт отметил успехи банков Кыргызстана в развитии цифровых продуктов, но при этом указал на опасность такого взрывного роста, которую уже осознали в России. По его словам, секрет сбалансированного подхода состоит как минимум в комплексном развитии цифровых финансов и цифровых прав интеллектуальной собственности: «Обратите внимание: один из лидеров финтеха и банкинга — Сбербанк — активно развивает экосистему совершенно иных сервисов. Аптеки, онлайн-кинотеатры и многое другое. Логично, иначе весь ускоренный оборот денег без реального производства новых благ и продуктов привел бы к серьезному кризису. Очевидно, что эту стратегию привнесло государство как акционер. В любом случае это верное решение. И здесь, усиливая финтех, нужно подтолкнуть или даже заставить его работать с новыми компаниями, владеющими новым активами в форме IP».

Другой важный актив современной экономики — это сами компании. Любой разговор об инновациях в конечном счете сводится к обсуждению стартапов, конкретных команд. Деньги конвертируются в интеллектуальную собственность, а интеллектуальная собственность используется компаниями для того, чтобы делать деньги.

Отсюда, по словам Сергея Матвеева, под капотом экономики целесообразно иметь три несущих инфраструктурных решения: для цифровизации оборота IP, для цифровизации самих компаний и для цифровизации денег.

Оптимальный пример инфраструктурного решения для оборота интеллектуальных прав — это российская сеть РЦИС.РФ. Если нечто подобное будет реализовано в Кыргызстане, цифровые финансы окажутся увязаны с реальной экономической деятельностью, а интеллектуальная собственность будет защищена как актив компаний. При этом креативные индустрии Кыргызстана получат широкий набор инструментов монетизации продуктов и наращивания инвестиций.

Цифровизация юридических лиц в формате невзаимозаменяемых токенов в свою очередь зафиксирует ценность команд, сообществ, компаний в качестве самостоятельного экономического актива. Автоматизация управленческих процедур, снижение издержек, повышение коэффициента оборачиваемости — очевидные плюсы таких цифровых решений.

Особо пристально следует отнестись к третьему столпу новой экономики — цифровым деньгам. «Как говорили все участники предыдущих сессий, перспективы цифровых денег сомнительны. И верно, ведь их строят по образу и подобию привычных наличных или безналичных. Однако можно использовать потенциал блокчейна для того, чтобы эффективно и ответственно управлять эмиссией как раз в новые сектора экономики, избежав инфляций и дефляций, связав выпуск денег с появлением реальных нематериальных активов», — отметил Сергей Матвеев. Иначе говоря, цифровые деньги должны быть связаны с обязательствами компаний креативного сектора, инвестирующих в интеллектуальную собственность и эксплуатирующих ее.

В комплексе эти три инфраструктуры — денег, компаний, IP — гарантируют устойчивость экономики. В отсутствие же этих решений увлечение исключительно финансовыми цифровыми технологиями рано или поздно приведет к инфляционному коллапсу или дефолту. «Появление реальных проблем ускоряется буйным цветением ничем не обеспеченных криптовалют и не укладывающихся ни в одно национальное законодательство DAO», — подытожил Сергей Матвеев

Пресс-служба РЦИС