Эрик Вальдес-Мартинес
Ирина Ильина
Интервью с Ильиной Ириной Евгеньевной, доктором экономических наук, директором РИЭПП, членом Общественного совета Роспатента, руководителем Лаборатории исследований в области управления наукой

Ирина Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, о региональной политике в сфере интеллектуальной собственности: какие проблемы на данный момент существуют и в чем Вы видите их решение?

В настоящее время разрабатываются региональные программы научно-технологического развития субъектов Российской Федерации. В соответствии с решением по итогам заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации Валентине Ивановне Матвиенко от 19 февраля 2024 г. данные программы должны содержать раздел, связанный с инструментами развития интеллектуальной собственности (ИС) в регионах. Также хотелось бы отметить, что в настоящее время разработан подход к оценке развития регионов с учетом уровня его промышленного, научного потенциала и управления результатами интеллектуальной деятельности. Было выделено шесть типовых моделей («Континентальная», «Новаторская», «Перспективная», «Промышленная», «Креативная», «Островная») и сформировано пять блоков типовых рекомендаций, направленных на развитие социального обеспечения и кадрового потенциала в регионах, научной инфраструктуры и среды для работы исследователей, кооперации, взаимодействия и инноваций, управление интеллектуальной собственностью и инвестиций, сотрудничества и интеграции. Типовые рекомендации (мероприятия) направлены на обеспечение продвижения результатов ИС и развитие рынка ИС в регионах с учетом положений Стратегии научно-технологического развития России в части выстраивания связей между наукой и производством. К типовым рекомендациям можно отнести разработку программы выявления наиболее перспективных РИД, получивших промышленное внедрение и дофинансирование развития исследовательской инфраструктуры; разработку плана мероприятий по повышению эффективности системы коммерциализации научных достижений и вовлечения в хозяйственный оборот объектов ИС; разработку региональной программы мер социальной поддержки исследователей и ученых с акцентом на их потребности в рамках возрастных групп; разработку программы научно-технологических консорциумов для выполнения междисциплинарных исследований (Medium Science), а также содействие продвижению ведущих региональных научных журналов и другие рекомендации.

Указанные мероприятия направлены на развитие государственной политики в сфере ИС на региональном уровне, совершенствование управления правами региона на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), а также на обеспечение трансфера технологий в производство и стимулирование изобретательской активности.

Формирование региональной политики в сфере ИС – сложный процесс, включающий множество важных компонентов, которые должны соответствовать поставленным политическим установкам и четко разграничивать блоки, включенные в это обширное понятие.

В частности, оценить уровень работы в регионах с передовыми решениями, имеющими правовую охрану, позволяет рейтинг «Управление интеллектуальной собственностью в субъектах Российской Федерации», методология которого была представлена на упомянутом выше заседании Совета. Данный подход позволяет оценить потенциал создания высокотехнологичных решений и их использования предприятиями (средними, малыми, микропредприятиями), которые наиболее восприимчивы к новым технологиям.

Таким образом, процесс управления региональной политикой в сфере ИС является комплексным и, конечно, существуют определенные проблемы, среди которых я бы выделила проблему оценки объектов ИС, низкую обеспеченность кадровым потенциалом в сфере ИС, недостаточную мотивацию для развития механизмов создания и коммерциализации РИД, несогласованность на региональном уровне в вопросах координации процессов управления ИС и ряд других.

Если говорить о решении проблемных вопросов, то следует отметить, что должен присутствовать индивидуальный точечный подход к решению каждой задачи, поскольку мы все понимаем, что существует региональная специфика и каждое решение должно прорабатываться индивидуально, но системно.

 

В прошлом году была анонсирована система РНЖ на портале РИЭПП, которая создавалась для оптимизации и упрощения работы по мониторингу и ранжированию журналов из перечня ВАК. Подскажите, каких результатов удалось добиться за прошедший год? Справляется ли система со своими задачами и планируется ли дальнейшая ее оптимизация?

Одной из задач системы «Российские научные журналы»[1] является мониторинг и анализ показателей научных рецензируемых журналов в России. В БД РНЖ сейчас включено около 4 тыс. рецензируемых научных журналов, прошедших экспертную оценку, из 9 стран мира, общее количество публикаций составляет около 450 тыс., авторов – более 500 тыс. чел.

Ключевыми результатами 2023 г. стали проведение экспертной оценки 2 906 журналов, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК) с учетом наукометрической оценки в рамках работы 41 экспертного совета ВАК; получение около 7 000 экспертных заключений и составление рейтингов научных изданий по 352 научным специальностям. В конце 2023 г. Президиум ВАК при Минобрнауки России представил результаты распределения рецензируемых научных изданий по категориям на основе экспертной и наукометрической оценок.

Безусловно, система справляется со своими задачами, о чем свидетельствует вышедшее в январе 2024 г. Постановление Правительства Российской Федерации № 62, закрепившее необходимость дальнейшего категорирования научных изданий, что, в свою очередь, позволяет БД РНЖ развиваться как функционально, так и содержательно. Также утвержден Регламент мониторинга и рейтингования научных журналов Перечня ВАК[2] и порядок включения изданий в Перечень ВАК[3]. В 2024 г. планируются мониторинг рецензируемых научных изданий и категорирование новых изданий, не вошедших в Перечень в 2023 г. В 2024 г. уже около 50 новым научным журналам были присвоены категории. Кроме того, в ближайшее время планируется запустить дополнительный инструментарий и автоматизировать ряд функций. РИЭПП при участии Минобрнауки России, ВАК при Минобрнауки России планирует проводить на постоянной основе бесплатные методические семинары (вебинары) и иные мероприятия для главных редакторов, заместителей главных редакторов, редакторов, членов редакционных коллегий научных изданий по вопросам рейтингования и категорирования журналов Перечня ВАК и приравненных к ним журналов, работе на портале БД РНЖ и иным темам, представляющим интерес для представителей научных журналов. В частности, 22 апреля 2024 г. в РИЭПП состоялся вебинар «О включении научных изданий в перечень ВАК и о дальнейшей работе с научными изданиями»[4].

Интересно услышать Ваше мнение о роли государства и общественных организаций в построении экономики, основанной на интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что существует общественный запрос на защиту и охрану прав на объекты ИС. С учетом текущей ситуации государство создает необходимые институциональные условия для защиты, охраны и коммерциализации идей, обеспечения сферы ИС высококвалифицированными специалистами.

Тем не менее, в настоящий момент требуется совершенствовать механизмы вовлечения в коммерческий оборот прав на РИД, использования полученных результатов. Также государство вынуждено защищать отечественного товаропроизводителя от зарубежных правообладателей в целях укрепления национальной безопасности и повышения технологической независимости страны, однако это может привести к риску «зеркального» эффекта. В связи с этим, решение данных вопросов требует глубокой проработки и использование, в том числе механизмов «научной дипломатии».

Среди общественных организаций в данной сфере ключевую роль играет Общественный совет при Роспатенте, возглавляемый Натальей Ивановной Золотых – вице-президентом общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», главой комитета «Инновационного предпринимательства и интеллектуальной собственности». На площадке данного Совета обсуждаются вопросы общественного мониторинга нормативно-правового регулирования в сфере ИС, оценки эффективности организационно-экономических механизмов в сфере ИС, информационной открытости Роспатента и взаимодействия с общественностью и СМИ, взаимодействия с органами государственной власти, национальными и международными профильными организациями, реализации в субъектах Российской Федерации эффективных механизмов регулирования ИС, противодействия коррупции и повышению эффективности работы Роспатента. Работа Совета также направлена на популяризацию сферы ИС. В частности, по инициативе руководителя Совета на площадке РИЭПП была разработана методология рейтинга «Управление интеллектуальной собственностью в субъектах Российской Федерации», о котором я говорила выше. Данная методология обсуждалась на заседании Совета, получила одобрение и в дальнейшем была представлена и получила поддержку на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации В. И. Матвиенко, что позволило привлечь внимание глав субъектов к проблеме создания и оперативного внедрения в производство высокотехнологичных решений.

Ключевыми федеральными органами исполнительной власти, определяющим политику в сфере ИС, нормативно-правовое регулирование сферы, введение РИД в хозяйственный оборот, являются Минэкономразвития России, Минобрнауки России и Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

С моей точки зрения, построение экономики, основанной на ИС, возможно при условии нивелирования межведомственной разобщенности и синхронизации подходов к оценке объектов ИС, формированию прогноза потребностей в кадрах в сфере ИС и созданию системы как материальных, так и нематериальных стимулов для специалистов данной сферы.

На конференции в Российской академии наук, которая прошла в марте этого года, Вы предложили учредить совместную с Роспатентом премию для сотрудников, осуществляющих патентную деятельность в вузах и научных организациях. Как вы считаете, будет ли она служить мотивацией для активизации научно-исследовательской работы и включения в оборот новых объектов интеллектуальной собственности?

Сотрудники, осуществляющие патентную деятельность в вузах и научных организациях, «на местах» консультируют заявителей, разъясняют особенности патентования, помогают в оформлении заявок, обеспечивают взаимодействие между своей организацией и патентными ведомствами. От профессионализма и уровня их компетенций зависит уровень и качество защиты РИД, что позволяет отстаивать правообладателям свои интересы, в том числе в рамках судебных процессов, получать авторское вознаграждение, развивать сферу ИС.

По моему мнению, данная премия будет способствовать активизации патентования результатов научно-исследовательской работы и включению в оборот новых объектов ИС, поскольку общественное признание социально-экономических эффектов и результатов работы сотрудников, осуществляющих патентную деятельность, является крайне важной формой нематериальной мотивации. Кроме прочего, премия позволит сформировать профессиональное сообщество в сфере управления ИС, обмениваться опытом, тиражировать успешные практики, привлекать внимание большего количества людей к патентной деятельности и популяризировать работу в данной сфере.

[1] https://rng.riep.ru
[2] Рекомендация ВАК при Минобрнауки России от 22.06.2023 № 1-пл/2.
[3] Рекомендации Президиума ВАК при Минобрнауки России от 15.12.2023 № 133/14-пф, от 19.01.2024 № 1/5-разн.
[4] https://riep.ru/activity/events/sobytiya/4132778/