Система защиты прав авторов в России, как и экономика страны, страдает от ограничений

Интервью с Эриком Вальдес-Мартинесом, директором УПРАВИС — Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусств (upravis.ru), получившей государственную аккредитацию в сфере управления правом следования в отношении произведений изобразительного искусства и авторских рукописей литературных и музыкальных произведений. Эрик Раулевич также является заместителем генерального директора Всероссийской организации интеллектуальной собственности, заместителем генерального директора Российского союза правообладателей, занимается организацией работы с иностранными правообладателями и любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента на тему соблюдения авторских прав в России и за рубежом.

– Эрик Раулевич, УПРАВИС является самой молодой организацией по управлению правами авторов. Расскажите, что сегодня собой представляет Ваше общество?

– УПРАВИС действительно – одно из самых молодых обществ в России. Кроме прочего, сфера, в которой мы осуществляем деятельность, представляется довольно сложной, но чрезвычайно интересной.

УПРАВИС занимается правами авторов произведений изобразительного искусства, к которым относятся скульпторы, художники, дизайнеры, а также фотографы и т. д. Мы осуществляем два основных вида деятельности: управление правами по праву следования и управление т. н. репродукционными правами.

По первому виду деятельности УПРАВИС получила государственную аккредитацию. Это позволяет нам взаимодействовать от имени неограниченного числа правообладателей с лицами, осуществляющим посредническую деятельность при перепродаже произведений изобразительного искусства. К ним относятся аукционные дома, галереи, художественные салоны и т. п.

Касательно репродукционных прав УПРАВИС действует исключительно в рамках прямых договоров с правообладателями. Это несколько ограничивает наши возможности, но работы в любом случае хватает, исходя из уровня развитости рынка и его объема.

– Какие наибольшие сложности возникают у вас в работе? Чего удалось достичь и к чему стремитесь?

– Мы начали нашу работу, что называется, from the scratch, т. е. с самого нуля. Если сравнивать с музыкальном рынком, то многие его участники – и правообладатели, и пользователи – по крайней мере что-то слышали и знают о необходимости соблюдать права. В этом смысле сфера УПРАВИС – это что-то новое, не имеющее аналогов ни в России, ни в странах постсоветского пространства.

Изначально наша активная деятельность была встречена рынком очень негативно, что было ожидаемо. Поскольку нашими основными плательщиками по праву следования выступают аукционные дома, хотя закон в первую очередь таковых рассматривает как продавцов, но альтернативно за них могут выплачивать профессиональные участники рынка, то они (аукционные дома) были в небольшом восторге от необходимости выплачивать вознаграждение авторам (их наследникам) произведений изобразительного искусства. Несмотря на то, что норма по праву следования существует в праве России более 20 лет, ее фактическое исполнение не осуществлялось. И когда почти три года назад мы поставили этот вопрос перед участниками рынка, то столкнулись с первой, но ожидаемой, негативной реакцией. Почти все это время мы вели переговоры, которые лишь в единичных случаях заканчивались подписанием соглашений о выплате вознаграждения. Но в последние полтора года мы стали активно подавать иски, которые успешно выиграли. Как итог – сегодня количество плательщиков растет. Мы только за последний месяц провели несколько удачных переговоров, которые, как мы ожидаем, перерастут в долгосрочные соглашения.

В этом смысле нам удалось достичь двух целей: подписать новые соглашения и сформировать судебную практику. Это принесло и другие плоды – о нас стали говорить. УПРАВИС могут не любить, но к нам проявляют публичное уважение в профессиональной среде, с нами советуются, нас приглашают на публичные мероприятия, к нам потянулись авторы.

Нам также удалось заключить соглашения о взаимодействии с профессиональными организациями правообладателей, таких как Союз художников России, Московский союз художников и другими подобными организациями. Это взаимно усиливает нашу общую деятельность, что не может не радовать.

Мне также хотелось бы отметить существенные успехи и по предоставлению интересов правообладателей в сфере репродукционных прав.

Во-первых, в этой сфере нам также удалось привлечь много интересных востребованных авторов. Мы с гордостью отмечаем, что наша совместная работа с Министерством культуры позволила вернуть в Россию права на таких авторов, как Михаил Федорович Ларионов и Наталья Сергеевна Гончарова. Очень долгое время в виду неразвитости отечественного рынка права этих художников управлялись из Франции. Это само по себе выглядит как нонсенс, когда часть национального достояния отечественной культуры управляется из-за рубежа. Эта нелепость приводила к тому, что в России использовать произведения этих авторов без разрешения французов было невозможно. От этого страдали такие национальные музеи, как Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и многие другие. Некоторое время назад нам удалось разрешить эту ситуацию, и теперь указанные авторы могут свободно использоваться музеями России, которым лишь следует уведомить нас об этом.

Во-вторых, нам удалось сформировать положительную судебную практику. Несколько дел с нашим участием стали предметом исследования в Верховном суде Российской Федерации, где мы уверенно отстояли свои позиции. Это заставило многих пользователей обращаться к нам регулярно за «очисткой» прав на произведения изобразительного искусства, связанных с их воспроизведением (созданий копий), сообщением в эфир/по кабелю, использование в Интернете и т.д.

За несколько лет упорной работы нам удалось существенно увеличить сборы, расширить представительство авторов, заключить договоры с иностранными организациями по управлению правами на коллективной основе.

На будущее у нас довольно большие и амбициозные планы. Мы заканчиваем первый этап судебных дел против тех аукционных домов, которые не хотят работать в правовом поле. В настоящее время мы формируем практику исполнения судебных решений в этой сфере, что является новым для отечественного правоприменения.

Одновременно мы прорабатываем иные механизмы взаимодействия с пользователями. У нас есть предложения к индустрии, в том числе связанные с изменением законодательства, которые, на наш взгляд, отражают интересы всех сторон в этой сфере.

Мы также хотели бы проработать вопрос введения аккредитации по репродукционным правам. Сложнейший механизм очистки прав на использование произведений изобразительного искусства зачастую тормозит работу музеев, издательств и иных участников рынка, которые вынуждены отказываться от представления широкой публике значительного количества очень интересных работ. Опыт аккредитации, существующий в некоторых странах в этой сфере, мы изучаем и анализируем.

Возникают также вопросы, связанные с распоряжением долями и их использованием в авторском праве; существует проблема, связанная с наследниками и т. д.

Здесь мы видим наши будущие приоритеты в нормативной и правоприменительной работе.

– Какие авторы УПРАВИС наиболее востребованы на российском и зарубежном рынках?

– Таких авторов достаточно много. Среди них плакатисты советского времени А.М. Родченко, А.А. Дейнека, художники П.П. Кончаловский, В.Ф. Степанова, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, скульпторы В.И. Мухина, Е.В. Вучетич и многие-многие другие.

Популярность авторов произведений изобразительного искусства возрастает с годами. Эта особенность отличается от популярности, например, в музыке, кино и иных жанрах искусства. Поэтому мы наблюдаем громадный интерес к авторам советской эпохи, свидетелям начала перестройки.

Это однако нисколько не умаляет заслуги современных авторов, которые также востребованы и интересны публике. К ним относится и скульптор З.К. Церетели, и художник и скульптор М.М. Шемякин.

– Экономика России подверглась массированной атаке западных стран. Как это сказалось на деятельности УПРАВИС и, в частности, ваших авторах?

– Разумеется, экономика влияет на все сферы жизни общества. С появлением ограничений в любой из них возникают проблемы и в смежных с ней областях. Система защиты прав авторов в России, к сожалению, не является исключением.

Чем меньше книг с иллюстрациями, например, будут выпускать издательства, тем меньше будут и сборы для их авторов. Но мы в любом случае смотрим в будущее с оптимизмом.

Хотелось бы отметить, что несмотря на общую русофобскую истерию, с нами поддерживают взаимоотношения все крупнейшие иностранные организации. Мы по-прежнему осуществляем взаимодействие с нашими иностранными партнерами, обмениваемся репертуарами, документами и т. п. В этой сфере мы планируем усилить представительство наших авторов за рубежом, поскольку абсолютно уверены, что рано или поздно существующий политический накал сойдет на нет. Как гласит известная латинская мудрость vita brévis, ars lónga: жизнь коротка, а искусство – вечно!

– С декабря 2012 года УПРАВИС является предварительным членом CISAC – Международной конфедерации обществ авторов и композиторов. Как на сегодняшний день изменились отношения с международными организациями в свете последних событий?

– Как я уже отмечал ранее, русофобская истерия, развязанная средствами массовой информации и поддерживаемая политическими элитами некоторых стран, не лучшим образом складывается на наших взаимоотношениях. В этой связи некоторые зонтичные международные авторско-правовые объединения, такие как CISAC, ограничили общение с частью российских организаций. Мы, разумеется, не приветствуем ни такой подход, ни позицию, сформированную под влиянием существующей политической ситуации. Декларация о том, что «искусство – вне политики», увы, больше не является актуальной.

В этой связи вызывает сожаление тот факт, что такими международными объединениями сломаны правовые конструкции и инструменты, которые обеспечивали их стабильное существование многие годы. Теперь те условия и причины приостановки или прекращения членства, которые прописаны в нормативных документах таких объедений, не являются устойчивыми правовыми конструкциями. Уже нельзя сказать и предвидеть, что завтра может стать причиной пересмотра статуса члена в таких объединениях. Правил, увы, больше нет. Это лишь говорит о том, что возвращение к сотрудничеству с такими объединениями станет реальным лишь после пересмотра всех их внутренних нормативных документов, включая устав. Совместное сосуществование возможно только тогда, как все члены организации защищены от «сюрпризов».

Вместе с тем я хотел бы особо отметить следующее. Во-первых, у нас сохранились договоры с ведущими иностранными организациями по управлению правами на коллективной основе самых разных стран мира. УПРАВИС как соответствовала, так и сейчас соответствует всем высоким международным стандартам охраны прав авторов произведений изобразительного искусства. Именно это, а также разумный подход наших зарубежных контрагентов позволяют нам сохранять и развивать свое присутствие в международном пространстве.

Во-вторых, УПРАВИС, поддерживаемая как российскими организациями по управлению правами, так и Министерством культуры РФ, а также нашими правообладателями, является устойчивой и самодостаточной организацией. Мы остаемся лидирующим авторско-правовым обществом в России, обеспечивающим надлежащую охрану авторам произведений изобразительного искусства.

– Какие интересные и нужные для авторов проекты вы сегодня развиваете?

– Как я уже отмечал, защита прав авторов произведений изобразительного искусства с практической точки зрения довольно новая сфера. В этой связи нам предстоит проделать большую работу, связанную, например, с учетом и депонированием объектов произведений изобразительного искусства. Мы столкнулись с тем, что авторы – художники, скульпторы – зачастую не знают, сколько произведений ими было создано. Картины, скульптуры очень тяжело поддаются учету и регистрации в связи с особенностью оборота этих объектов. Вряд ли уличный художник помнит, что или кого он запечатлел на Невском проспекте Санкт-Петербурга или на Старом Арбате Москвы.

Также совершенно у авторов отсутствует правовая культура оформления документов на произведения, созданные по заказу. Этого практически никогда не происходит, когда мы обращаемся к знакомому художнику с просьбой написать портрет или просто сделать дружеский шарж.

Вместе с тем авторы и их наследники все чаще и чаще обращают внимание на бездоговорное использование их произведений, например, в сети Интернет. Однако отследить это без депонирования и цифровой идентификации достаточно сложно.

В этой связи мы очень плотно взаимодействуем с нашими партнерами из Национального реестра интеллектуальной собственности и всем нашим авторам настоятельно рекомендуем обращаться к услугам этого ресурса. В планах – осуществлять цифровой поиск неправомерного использования произведений изобразительного искусства в Интернете с целью пресечения нарушений.

Мы также осуществляем самое тесное взаимодействие с Российским Авторским Обществом, которое долгие годы поддерживает УПРАВИС в ее деятельности. Мы очень внимательно изучаем опыт наших коллег по использованию тех или иных технологических разработок, которые собираемся применять в своей повседневной работе с учетом особенностей сферы изобразительного искусства.

Дополнительно следует отметить, что в последние годы система коллективного управления правами в России совершила существенный скачок. Финансовые результаты, ведущая роль в правоприменительной практике – яркие тому подтверждения. И те вызовы, с которыми все отечественные организации столкнулись, не могут не отразиться на этой системе негативно. Однако в целом эта система доказала свою эффективность, что, безусловно, позволит ей не только устоять, но также динамично развиваться в будущем. И УПРАВИС будет занимать свое ведущее место в части защиты и представления прав художников не только в России, но и за рубежом.

В конце я хотел бы поздравить журнал «Интеллектуальная собственность: Авторское право» с замечательным юбилеем – 65 лет издательской деятельности! Сфера авторского права, пожалуй, наиболее интересная, бурно и стремительно развивающаяся. Само по себе авторское право – это далеко не только про право. Это про нас в целом. Это про наше общество, наше государство, и каждого из нас.

Как система норм авторское право переживало и продолжает переживать серьезные изменения. Эта сфера требует тонкого подхода, глубокого анализа и изучения. Именно это долгие годы и обеспечивает журнал «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права», оставаясь ведущим правовым изданием в одной из самых интересных, но в тоже время чрезвычайно сложной сфере человеческой жизни. Удачи, дорогой журнал «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права»!

Беседовал наш корр.

Фото из личного архива Э.Р. Вальдес-Мартинеса