В ГАРМОНИИ С ТВОРЧЕСТВОМ И САМИМ СОБОЙ

Интервью с художником-оформителем, дизайнером, иллюстратором Сергеем Поповым.

c414f9c79499

(«ИС. Авторское право и смежные права», № 3, 2010)

 

Продолжая традиции нашего журнала, предлагаем вашему вниманию интервью еще с одним представителем творческой профессии. В числе его клиентов – музыканты, ритейлеры, издатели...


– Сергей, в период получения Вами художественного образования затрагивались ли юридические вопросы, связанные с авторским правом и смежными правами? Как Вы считаете, должны ли в учебных заведениях, предполагающих в дальнейшем творческий характер работы их выпускников, преподавать основы интеллектуальной собственности или без этого сейчас вполне могут обходиться люди творческих профессий?

– Я учился более десяти лет назад, когда вопрос об интеллектуальной собственности в правовом аспекте не был столь актуален. Сейчас, конечно, хотя бы элементарные знания своих прав не только необходимы, но и обязательны для людей творческих профессий. В эпоху цифровых технологий, способствующих более легкому тотальному доступу к произведениям, художник должен знать, кто незаконно воспользовался его работой, как юридически грамотно следует защищаться от нарушителей его прав, каковы условия наследования его авторских прав и т. д. Помимо того, что знание таких прав необходимо для выстраивания взаимоотношений «заказчик – исполнитель», оно придает уверенность в завтрашнем дне.

 

– Как с юридической точки зрения строятся Ваши отношенияс заказчиками – достигаются устные договоренности или подписываются договоры?

– Раньше часто ограничивались устными договоренностями. Но в связи с этим возникали риски недопонимания каких-то нюансов процесса работы, разногласий, срыва сроков выполнения заказов, своевременной оплаты и другие. Да и запомнить все оговариваемые условия не так просто. Поэтому лучше все фиксировать на бумаге. Договор исключает потенциальные злоупотребления и ставит определенные ограничения на возможные манипуляции с изображением после окончания моей работы. Но бывает, что договор написан заказчиком так, что в нем сложно разобраться. Я не юрист, и мне, человеку с образным мышлением, зачастую трудно уловить нить незнакомых юридических терминов, пространных ссылок на статьи и разделы законов или подзаконные акты, и при чтении таких «произведений» нередко к концу предложения забываешь его начало. Конечно, встречаются заказчики, идущие в подобных случаях навстречу.

Недавно я принимал участие в художественном оформлении одного музыкального проекта, где мною была создана серия тематических иллюстраций. Составители договора поработали над тем, чтобы текст договора сделать доступным для понимания такого дилетанта в юридических документах, как я. За что я им был очень благодарен.



– Вы сами следите за соблюдением своих прав или прибегаете к услугам сторонних юристов?

– Стараюсь следить сам. На первых порах это было довольно сложно. Восприятие такой информации, необходимые процедуры поиска информации о нарушителях казались очень трудными, но со временем все встало на свои места. Кстати, в вопросах права мне во многом помог разобраться журнал «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права». Его авторы пишут на доступном для неспециалистов языке.



– Известно ли Вам что-либо о программе дистанционного обучения основам авторского права и смежных прав, которое организовала в международном масштабе Всемирная организация интеллектуальной собственности?

– Недавно один мой коллега проходил курс такого обучения по дистанционной программе «Основы интеллектуальной собственности», дающей базовые знания об интеллектуальной собственности. Пока он учился, я заинтересовался этим курсом и имел возможность ознакомиться с ним. Теперь планирую зарегистрироваться в ВОИС для прохождения такого обучения, чтобы повысить уровень своих знаний в этой области.



– В июле этого года журналу «Авторское право и смежные права» исполняется 10 лет. Будем рады услышать пожелания и предложения по этому поводу.

– Прежде всего хотелось бы поблагодарить сотрудников журнала за пропаганду знаний, так необходимых людям моей профессии. И, конечно же, поздравить их с грядущим юбилеем. Десять лет для издания – достаточно серьезный рубеж. Мое личное пожелание – видеть на страницах вашего издания статьи с описанием реальных правовых коллизий и их разрешений, а также другую полезную информацию для фотографов, дизайнеров, художников. А еще пожелаю, чтобы редакция на забывала о публикации различных типовых договоров на выполнение творческих работ. Если мне когда-нибудь предложат поработать для журналов «Интеллектуальная собственность», я с удовольствием это сделаю.


Беседовала Н. Терентьева

Pismo