О ПОДГОТОВКЕ В ТПП РФ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В Торгово-промышленной палате РФ разработана Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности (Концепция ГСИС), которую одобрили госорганы,и итоговый документ которой ТПП РФ планируется обсудить на Международном форуме по интеллектуальной собственности в апреле 2013 г.

На эту тему главный редактор журнала «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность» Наталия Терентьева побеседовала с Президентом ТПП РФ Сергеем Николаевичем Катыриным.

Katirin

(«Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность», № 12, 2012)

 

Катырин Сергей Николаевич, родился 2 октября 1954 года в г. Москве. Окончил Московский автомобильно-дорожный институт и Школу международногобизнеса МГИМО МИД России. С 1979 года на комсомольской работе в Московскомавтомобильно-дорожном институте, затем в Московском городском комитете ВЛКСМ. Принимал активное участие в создании и становлении Торгово-промышленной палаты России, учредительный съезд которой состоялся 19 октября 1991 года. В 1991–1992 годах работал начальником Главного управления, с 1992 года – вице-президент, член Правления ТПП РФ. На VI съезде в марте 2011 года избран президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Одно из важнейших направлений работы С.Н. Катырина в качестве президента ТПП РФ – координация деятельности системы торгово-промышленных палат России, объединяющей территориальные ТПП, союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей, организация взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти страны и регионов. С.Н. Катырин представляет Торгово-промышленную палату России в крупных общественных объединениях предпринимателей, входя в состав их руководящих органов. Является членом комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства Правительства России и членом Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания России, а также входит в состав ряда других общественных и консультативных органов.

Одновременно он выполняет функции, связанные с международной деятельностью ТПП РФ, являясь первым заместителем председателя Российского национальногокомитета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, а также членом Совета руководителей ТПП государств – участников СНГ. В 2006–2012 годах работал заместителем секретаря Общественной палаты Российской Федерации.

Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орденом Дружбы, медалью «За трудовую доблесть» и другими государственными и общественными наградами.

 

– Сергей Николаевич, чем вызвана эта новация, идущая от ТПП РФ, можете ли вы рассказать нашим читателям о значении этого документа для российской экономики?

– Стратегически идея по разработке ГСИС вызревала два года и родилась в ТПП РФ в контексте поставленных задач Президентом и Правительством РФ по созданию инновационной экономики. Инновациями, в основе которых лежит интеллектуальная собственность, мы все должны заниматься из необходимости самосохранения. Современные конкурентные торгово-промышленные отношения в мировой экономике активнее всего строятся на быстрообновляемых товарах и услугах. Посмотрите, что происходит на рынке информационной техники, как быстро обновляются сотовые телефоны, компьютерная и телекоммуникационная техника. Лидеры этих рынков собирают ежегодные доходы до десятков миллионов долларов. Предприниматели вместе с учеными и изобретателями создают новые товары повышенного спроса и, продавая их, развиваются сами. При этом они активно и весомо пополняют госбюджеты своих стран за счет налоговых отчислений. И в основе всех этих процессов лежит интеллектуальная собственность. Без нее нет полноценных инноваций. Поэтому мы в ТПП стараемся смотреть в корень. Это – с одной стороны. С другой стороны, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), с которой у ТПП РФ подписаны прямые соглашения о сотрудничестве, в 2010 г. выступила с инициативой и, соответственно, со своими Методическими рекомендациями по разработке таких государственных стратегий для стран – членов ВОИС, которых сегодня 185. В первую очередь, эти рекомендации ориентированы на правительства стран с переходной экономикой, т. е. бывших социалистических. Именно у этих стран проблемы с освоением интеллектуальной собственности в своих национальных экономиках. Мы не могли не поддержать ВОИС.

Мои встречи и беседы с генеральным директором ВОИС Фрэнсисом Гарри убедили меня и моих коллег по ТПП о перспективности развития отношений по интеллектуальной собственности на российском рынке и огромной роли ВОИС в координации международных отношений в этой области между странами. Третий момент – мы вступили в ВТО, где отношения с интеллектуальной собственностью в контексте проблемы контрафакции стоят во главе угла. Поэтому, учитывая обстановку во внутренней и внешней экономической политике, мы в ТПП РФ и взялись сначала за разработку Концепции стратегии, а затем и самой стратегии.

– Мы, имея в виду Россию, первыми среди прочих стран с переходной экономикой начали разработку такой стратегии?

– Нет, к сожалению, не первые. Ряд стран на уровне ВОИС уже такую стратегию разработали и сегодня разрабатывают. Например, Беларусь, Киргизия, Сербия, Турция. Этой проблемой озабочены даже лидеры мировой инновационной экономики – Великобритания и США. Отношения в сфере интеллектуальной собственности на международном рынке, особенно в сфере контрафакции, очень сложные. Уровень подделок на мировом рынке крайне высок, нарушители прав интеллектуальной собственности постоянно адаптируются к рынку и действующему законодательству. И потому, чтобы эффективно с ними бороться, даже такие страны, как США и Великобритания, вынуждены разрабатывать и периодически обновлять свои национальные стратегии по интеллектуальной собственности. А что же говорить о России, где уровень контрафактных товаров, продаваемых на рынке, весьма высок. Конечно, значительную часть контрафактных товаров в Россию завозят из-за рубежа, но у нас есть и свои «умельцы подделок», с которыми нужно бороться цивилизованными методами. Для этого нам необходимо прежде всего привлечь общественность, малый и средний бизнес, чтобы противостоять данному злу. С этой целью нам и нужна стратегия.

– Сегодня мы уже вступили в ВТО, где проблема интеллектуальной собственности для России может обернуться непредсказуемо. Чем грозят нам с этих позиций новые рыночные отношения в рамках ВТО и предусматривается ли это в ГСИС?

– У нас этими вопросами специально занимаются эксперты Комитета по интеллектуальной собственности ТПП РФ, есть свои эксперты ВОИС и Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса, которые непосредственно разрабатывали Концепцию стратегии и обсуждали ее на комитетах и подкомитетах ТПП РФ. По их мнению, от вступления в ВТО на российском рынке интеллектуальной собственности ожидаются свои плюсы и минусы. Плюс в том, что количество подделок на рынке фармацевтики, парфюмерии, винно-коньячной, обувной, швейной, аудиовизуальной и полиграфической продукции начнет существенно уменьшаться. То есть рынок будет самоочищаться, оздоравливаться из-за того, что зарубежные производители и правообладатели начнут более активно действовать, в соответствии с нормами соглашения ТРИПС (Соглашения о торговых аспектах прав по интеллектуальной собственности), которое является базовым документом ВТО. Качество потребительских товаров в России постепенно сравняется с качеством аналогичных товаров в экономически развитых странах Запада и Востока. И это плюс.

Минус же состоит в том, что с учетом статуса равноправного участника российского рынка болеежестко станут действовать конкуренты на нашем внутреннем рынке высоких технологий. Отдельные российские производители высокотехнологичных товаров и услуг, не успевшие и не сумевшие надлежащим образом оформить свои права на интеллектуальную собственность, будут более целенаправленно и агрессивно атакованы их зарубежными конкурентами. И кому-то придется закрывать свой бизнес, разоряться и платить штрафы за нарушения чужих прав. В этом отношении ГСИС будет содержать ряд защитных мер для наших предприятий. В частности, мы будем рекомендовать не банальную охрану и защиту прав на интеллектуальную собственность в рамках предприятий, а новейшие полноценные комплексные решения – создание систем управления интеллектуальной собственностью, включая ее периодическую инвентаризацию на российских предприятиях. Кстати, и инвентаризация, и управление интеллектуальной собственностью – это эффективные инструменты, изобретенные у нас в России в начале 1990-х годов (автор данных социальных изобретений – зам. председателя Комитета по интеллектуальной собственности ТПП РФБ.Б. Леонтьев), которые сегодня уже используются экспертами ведущих западных стран. Поэтому, если сложить все плюсы и минусы, ясно одно – мы будем жить по-новому. Наша интеграция в мировой рынок будет более глубокой, чем до этого. Но в ВТО уже сегодня более 150 стран мира, и нам оставаться в стороне, как предлагали отдельные наши политики, не годится.

– А чем наша ГСИС будет принципиально отличаться от аналогичных стратегий других стран?

– Вопрос, скорее, к нашим экспертам-разработчикам. Но в основном все государственные стратегии интеллектуальной собственности других государств узкоспециализированы. То есть они более ориентированы на решение юридических проблем. Наша российская стратегия в соответствии с текстом уже опубликованной и обсужденной на комитетах ТПП РФ и в Совете Федерации Концепции этой стратегии будет более экономической. Это не означает, что в ущерб юридическим вопросам она будет ориентирована на экономические задачи и перспективы. Просто, учитывая все без исключения важнейшие юридические задачи, мы будем дополнительно решать наши экономические задачи, связанные с инновациями. Наша стратегия, образно говоря, будет в два раза .толще. аналогичных за рубежом. В ней будет предлагаться больше меха-низмов воздействия на экономику, они будут более комплексного действия, а не просто юридического, .антиконфликтного. свойства. И это понятно. Нам ведь нужно не просто снижать уровень конфликтов и узко бороться с правонарушениями в этой сфере. Нам нужно развивать нашу инновационную экономику. А интеллектуальная собственность – это самый эффективный инструмент и фактор развития инноваций.

– А насколько тщательную общественную экспертизу прошла Концепция ГСИС и были ли в процессе экспертизы отрицательные оценки?

– Изначально в марте этого года Концепция была опубликована в журнале «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность». С ней ознакомились фактически все специалисты по интеллектуальной собственности в нашей стране. Затем в апреле она обсуждалась на комитетах и подкомитетах ТПП РФ, где, как ни странно, критики практически не было. Были предложения что-то добавить, что-то усилить, но не отвергнуть. Затем мы разослали Концепцию в десяток ведущих министерств и ведомств, в крупные госкорпорации – Ростехнологии, Росатом, в РОСНАНО, ОАО «РЖД» и другие. Отовсюду мы получили поддержку. А из ОАО «РЖД» мы получили перевод японской стратегии по интеллектуальной собственности для использования ее в качестве ознакомительного варианта.

Затем с 20 по 23 апреля этого года Концепция стратегии обсуждалась на шестнадцати секциях и на пленарном заседании Пятого международного форума по интеллектуальной собственности, организованного ВОИС совместно с ТПП РФ и Роспатентом. На форуме была подготовлена резолюция в Правительство, Совет Федерации и Госдуму для содействия в разрешении множества проблем по интеллектуальной собственности, скопившихся в стране за последние годы. Концепция стратегии в резолюции занимала ведущее положение.

Затем мы передали Концепцию ГСИС в Совет Федерации, где Комитет по науке, образованию и культуре ее заслушал и обсудил в конце мая этого года. Валентина Ивановна Матвиенко подписала решение Совета Федерации о том, чтобы одобрить и рекомендовать Правительству рассмотреть вопрос о разработке и финансировании данной работы. От лица Правительства РФ вице-премьер Игорь Шувалов принял решение о подготовке плана мероприятий для разработки и реализации данной стратегии. Свою поддержку, в частности, уже высказали Минобрнауки и Минэкономразвития.

Так что, как видите, недостатка в общественной и государственной экспертизе Концепции мы не испытали.

– Представьте себе, что стратегия уже разработана и реализована. Что в итоге получитстрана, наша экономика, граждане? Каков ваш оптимистический прогноз?

– В итоге страна, во-первых,  получит механизм интенсивного ежегодного прироста рабочих мест, роста новых товаров и услуг, обладающих мировой новизной, быстрое и масштабное решение экологических проблем во всех регионах. Как показал американский опыт, все это конечные цели эффективного воспроизводства и использования интеллектуальной собственности. Мы также ориентируемся на эти цели.

Во-вторых,  мы через стратегию и ее реализацию покажем, что вся современная инновационная экономика имеет многие тысячи контактов интеллектуальной собственности с самыми разными участниками рынка. А в плане построения инновационной, инвестиционной и промышленной политики она является фундаментом всех отношений. И речь идет не о банальной охране и защите прав авторов и правообладателей, а гораздо шире: о доходах, налогах, инвестициях, «утечке мозгов» и вообще о привлекательности всей нашей экономики.

В-третьих,  мы этим документом положим начало масштабному формированию полноценной инновационной экономики, перерастающей в экономику знаний, в принципиально новую экономику. То есть сделаем то, чего от нас давно ждут наши граждане и то, к чему стремится вся наша политическая система. Но это, как Вы сами сказали, оптимистический прогноз.

 

Pismo