Формирование нового типа сотрудничества по патентно-информационному обеспечению

Интервью с О.И. Стрелковым

 Strelkov

(«Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность», № 11, 2015)

 

Предлагаем вниманию читателей интервью с О.И. Стрелковым, директором Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности», который рассказал о работе ФИПС с регионами и функционировании системы электронной подачи заявок, а также затронул проблему выплаты вознаграждений содействующим лицам.

 

Олег Игоревич Стрелков окончил Московский авиационный институт по специальности «Конструирование и технология производства радиоэлектронной аппаратуры».

В 2006–2007 гг. являлся начальником Сводно-аналитического отдела Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В 2007–2009 гг. – начальник Управления по контролю в сфере правовой охраны и использования РНТД, полученных за счет средств федерального бюджета Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

С 2009 г. по 2011 г. – заместитель руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

С 2011 г. по н. в. – директор ФИПС.

Является членом Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Награжден Орденом Мужества, медалью «В память 850-летия Москвы», знаком «Почетный работник науки и техники Российской Федерации», Почетным знаком Роспатента, Почетным знаком Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, знаком «Ветеран атомной энергетики и промышленности». Присвоено звание «Ветеран труда».

 

Олег Игоревич, в 2011 г. по инициативе Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с целью упрощения доступа к техническим знаниям и повышения эффективности использования патентной информации в России начали открываться Центры поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ). Давайте напомним нашим читателям, как начиналось создание этих центров в России.

В первую очередь необходимо напомнить, что пилотный проект по созданию Центров поддержки технологий и инноваций инициирован Всемирной организацией интеллектуальной собственности в апреле 2009 г. Основной целью ЦПТИ является упрощение доступа к патентной информации и получение знаний, как использовать эту информацию.

Действительно, Россия присоединилась к этому международному проекту ВОИС в 2011 г. Вхождение нашей страны в состав участников проекта ВОИС по созданию ЦПТИ не означает, что до этого периода российским патентным ведомством не осуществлялась информационная поддержка разработчиков.

С 2003 г. в Роспатенте действует Программа информационного обеспечения регионов России. Эта программа стала началом предоставления хозяйствующим субъектам бесплатного доступа через веб-сайт ФИПС к полнотекстовым базам данных описаний отечественных изобретений и полезных моделей, а также нормативно-методическим и другим материалам.

В 2004–2011 гг. были заключены договоры о сотрудничестве между ФИПС и 39 региональными организациями из 32 субъектов Российской Федерации. Поэтому, вступая в 2011 г. в проект по созданию ЦПТИ, у нас уже был большой задел в области региональной политики.

В отличие от региональной политики прошлого десятилетия в настоящее время формируется новый тип сотрудничества по патентно-информационному обеспечению, который нацелен на расширение предоставления доступа к патентным и непатентным информационным ресурсам, обучение использованию данной информации и проведению патентных исследований, обеспечение методическими материалами, оказание консультационных услуг по оформлению и подаче заявок на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), предоставление рекомендаций по разработке и реализации стратегии коммерциализации прав на РИД.

На данный момент создано 130 ЦПТИ в 63 регионах России во всех девяти федеральных округах.

В начале сентября в столице Чувашии состоялся IV съезд Центров поддержки технологий и инноваций в Российской Федерации. Какие задачи призваны решать съезды ЦПТИ?

Данное мероприятие является большим событием для Центров поддержки технологий и инноваций. Ведь съезд – это не только отчет о проведенной работе, но и взгляд в будущее, выработка стратегии и тактики наших дальнейших действий.

И, конечно, одной из задач съезда является обмен практическим опытом, накопленным на региональном и международном уровне, обмен идеями и разработками, которые будут способствовать дальнейшей успешной деятельности.

Съезд ЦПТИ в России, в котором приняли участие не только представители региональных центров из различных регионов страны, но и коллеги из стран ближнего и дальнего зарубежья, представители различных хозяйствующих субъектов, посвящен актуальной для современной России проблеме – активизации российских разработчиков в создании и эффективном использовании результатов интеллектуальной деятельности.

Именно поэтому обсуждаемые на съезде вопросы являются ключевыми не только для дальнейшего успешного развития сети ЦПТИ, но и для развития национальной инновационной инфраструктуры регионов и России в целом.

В чем сегодня заключается творческое сотрудничество Федерального института промышленной собственности с регионами и каковы перспективы этого взаимодействия?

Основными направлениями сотрудничества ФИПС с российскими регионами являются: организация информационного обеспечения изобретательской и инновационной деятельности в регионах Российской Федерации; популяризация и пропаганда знаний в области интеллектуальной собственности путем проведения конференций, семинаров, круглых столов и других мероприятий; оказание специалистами ФИПС консультационных и иных услуг хозяйствующим субъектам региона по вопросам правовой охраны и использования объектов промышленной собственности; проведение аналитико-статистических работ о состоянии и тенденциях развития инновационной деятельности в регионах.

Перспективы взаимодействия с регионами определяет разработанная в 2013 г. Концепция развития сети ЦПТИ в России. Согласно Концепции (утвержденной приказом Роспатента № 161 от 27 декабря 2013 г. и одобренной Минэкономразвития России и Советом по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ), стратегической целью развития данной сети является содействие наращиванию инновационного потенциала и повышение инновационной активности регионов России.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение комплекса задач, среди которых необходимо выделить следующие: создание двухуровневой структуры центров, т.е. организация работы сети ЦПТИ во взаимодействии с инновационными предприятиями и организациями; создание механизма взаимодействия сети ЦПТИ с федеральными и региональными органами исполнительной власти при разработке программ инновационного развития регионов; интеграция сети ЦПТИ с национальными и зарубежными инновационными сетями.

Насколько востребована и успешно функционирует система электронной подачи заявок, электронного взаимодействия с заявителями?

Электронное взаимодействие с заявителями в целом и электронная подача заявок в частности очень востребованы.

Уже сейчас доля электронных заявок достигает 15%, при этом доля электронной переписки растет еще быстрее.

Радует динамика – ведь еще три-четыре года назад эта доля не достигала и 2%. Конечно, цифры не столь впечатляющие, как хотелось бы, но есть ряд объективных причин, мешающих процессу.
Но, тем не менее, количество желающих воспользоваться нашими сервисами постоянно растет.

В развитии данного направления ЦПТИ также играют большую роль. С 2013 г. подача заявок в электронном виде осуществляется и через данные центры.

И на сегодня количество заявок, поданных в электронном виде через ЦПТИ, составляет уже более 10% от общего количества поданных электронных заявок по всей России.

Вы отметили, что работы по системе электронной подачи заявок и электронному взаимодействию с заявителями совершенствуются. Когда появится возможность подачи электронной заявки на промышленный образец?

Да, действительно, даже несмотря на трудные экономические условия, мы прилагаем все усилия, чтобы дать нашим заявителям быстрый и удобный способ подачи заявок – через интернет-сервисы.

Уже сейчас электронная подача заявок на промышленные образцы доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Однако,
как показывает практика, заявители с гораздо большей охотой пользуются для электронной подачи сервисами, которые размещены на портале ФИПС.

Это электронная подача заявок на товарные знаки, изобретения и полезные модели. Мы не останавливаемся на этом, и в скором времени (ориентировочно – до конца текущего года) на нашем сайте появятся новые сервисы электронной подачи, в том числе и сервис подачи заявок на промышленные образцы.

Закон «Об изобретениях в СССР» закреплял на законодательном уровне выплату вознаграждения лицам, содействовавшим созданию и использованию изобретения. Согласно этому закону сумма вознаграждения, выплачиваемого за содействие созданию и использованию изобретения, всем лицам устанавливалась в размере не менее 30% прибыли, получаемой предприятием от использования изобретения, а за изобретение, полезный эффект от которого не выражался в прибыли или доходе, – в размере не менее 4% от доли себестоимости продукции, приходящейся на данное изобретение. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 512, которое вступило в силу с 1 октября 2014 г., не устанавливает такого вида вознаграждения, как вознаграждение за содействие. Каким нормативным документом должен пользоваться патентный отдел для представления работодателю законодательного обоснования выплаты вознаграждения лицам, содействующим изобретательству на предприятии?

Действительно, на законодательном уровне данный вопрос в Российской Федерации не урегулирован. Но в большей степени ответ на него содержится в первой половине вопроса.

Все зависит от инициативы и от понимания руководства хозяйствующего субъекта значения использования и роли объектов патентного права в экономическом процессе.

Процесс от создания РИД до его практического воплощения в товар, продукцию занимает долгий путь. И насколько будут заинтересованы (материально поощрены) сотрудники, помогающие автору (правообладателю) воплотить идею в товар, зависит и успех хозяйствующего субъекта. Поэтому патентный отдел должен проявлять определенную инициативу в создании и принятии в хозяйствующем субъекте документа, регламентирующего решение данного вопроса. Таким документом может быть, например, «Положение об изобретательской и рационализаторской работе» и/или «Положение об авторском вознаграждении» и т.п., в котором нашли бы свое отражение и вопросы выплаты вознаграждения за содействие в использовании РИД.

Необходимо только подчеркнуть, что в положении обязательно надо отразить перечень работ, которые могут быть отнесены к содействию в создании и использовании объектов интеллектуальной собственности, например: подготовку и сопровождение заявочных материалов, выполнение патентных исследований, содействие по введению в хозяйственный оборот, изготовление и испытания опытных образцов, участие в организации производства, составление лицензионных договоров, составление расчета экономического эффекта, разработку конструкторской и технологической проработки ОИС, защиту интересов хозяйствующего субъекта в судебных и административных органах.

Этот перечень работ можно продолжать, все зависит от конкретного подхода к решению вопроса.

Поэтому, если коротко отвечать на данный вопрос, можно сказать, что патентным работникам нужно проявлять больше инициативы и настойчивости в решении данного вопроса, теснее взаимодействовать с руководством.

 

Наш корр.

Фото: ФИПС

 

 

Pismo